В понедельник министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев на совещании по экономическим вопросам у премьер-министра Дмитрия Медведева представит антикризисный план - ответ Белого дома на обвал нефтяных цен, пишет газета "Коммерсантъ", которой стали известны подробности документа.
По данным издания, 17 января ведомство внесло "План обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году" в Белый дом, обсуждение ряда его положений с Минпромторгом и пенсионных инициатив с Минфином и Минтрудом продолжалось на выходных, подтвердили другие источники в правительственных ведомствах.
Позиции Минэкономики и Минпромторга по вопросу поддержки автопрома по-прежнему кардинально расходятся. Минэкономики предлагает радикальные меры: смягчение соглашений о промсборке и даже заключение новых договоров, вопреки обязательствам РФ перед ВТО, а также возобновление льготного автокредитования. Но Минпромторг резко против таких послаблений. В результате самой реальной мерой господдержки остается продление действующей программы утилизации.
Общий смысл предлагаемого ответа Минэкономики на обвальное снижение федеральных доходов от обвала нефтяных цен в январе 2015 года тем не менее уже определен. Основные инициативы команды Алексея Улюкаева не предусматривают новых крупных расходов бюджета - регуляторные. Наиболее интригующая макроэкономическая идея Минэкономики за пределами госрегулирования - "нахождение оптимального баланса между размером бюджетного дефицита и фискальной устойчивостью", ее предлагается обсудить в феврале 2015 года, в тексте она не раскрыта; вероятно, как и ранее, Минэкономики предлагает резко увеличить бюджетный дефицит с покрытием его новыми займами ОФЗ.
В сфере импортозамещения пока главная инициатива - экстренная (к февралю 2015 года) разработка поправок к закону N223 о госзакупках, требующих от госАО и компаний, которым оказывается господдержка, осуществлять фиксированную долю закупок в России и планировать закупки за пределами РФ в пока не определенном особом режиме, консультируясь с правительством.
В банковской сфере Минэкономики настаивает на реализации своей совместной с Минфином инициативы по качественному ослаблению банковского надзора, но уже в более резкой форме, например в виде временного отказа от ряда положений не только стандартов "Базель-3", но и стандартов "Базель-2". Напомним, идеи Алексея Улюкаева и Антона Силуанова на этот счет Банк России хоть и в мягкой форме, но категорично отверг: обсуждение Белым домом повторно внесенных инициатив может стать повторным тестированием политических позиций главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной. К банковской главе примыкает и программа создания единой структуры поддержки рынка жилья на базе АИЖК.
Для поддержки авиаперевозок правительство готово не только увеличить объем субсидий отрасли, но и, возможно, пожертвовать доходами бюджета в 30 млрд руб в год, обнулив НДС для внутренних рейсов. Против традиционно выступает Минфин, но источники "Коммерсанта" в отрасли считают меру самой эффективной. При этом эксперты уверены, что сохранить текущую конфигурацию авиарынка в любом случае вряд ли удастся и без банкротств перевозчиков не обойтись.
Основная мера поддержки частных компаний - активизация постановления правительства N825 от 14 августа 2012 года, описывающего порядок антикризисных госгарантий, продление этой программы (фактически замороженной в 2012 году) на 2015 год и выделение компаниям госгарантий на сумму до 300 млрд руб с упрощением порядка предоставления гарантий в инвестпроектах. Предусмотрены и длинные (от пяти лет) кредиты ВЭБа по сниженным ставкам резидентам особых экономических зон.
В исходных планах Минэкономики предполагалось уделить особое внимание развитию ОЭЗ - вплоть до субсидий регионам на покрытие части таможенных платежей и кредитов их резидентам, но в документе, переданном в правительство, ОЭЗ не упоминаются - возможно, эту тему Белый дом будет прорабатывать отдельно.
Предлагаемые меры по поддержке сельского хозяйства малозначимы, кроме крайне значимой меры - отсрочки уплаты НДС аграриями на конец третьего квартала при продаже будущего товара до сбора урожая. Торговле Минэкономики предлагает помочь лишь запретом на внесудебную ликвидацию объектов нестационарной торговли и некоторой ее либерализацией - проект, впрочем, также появится не ранее третьего квартала 2015 года.
К этому же сроку, к которому, судя по всему, ведомство прогнозирует всплеск безработицы, Минэкономики предложит правительству рассмотреть программу ограниченной либерализации рынка труда и "частичный пересмотр" отраслевых тарифных соглашений в сфере госмонополий - замораживание в них зарплат в 2015 году.
Самым проблемным в антикризисном плане Минэкономики может оказаться пакет "мер по снижению издержек бизнеса": отказ от готовящихся и уже введенных ужесточений госрегулирования задевает интересы чуть ли не половины ведомств. Алексей Улюкаев также предложит президенту Владимиру Путину издать указ, временно запрещающий вводить новые требования и расходные обязательства для предпринимательской деятельности.
Предлагаемые социальные меры подробны, но довольно немасштабны - кроме предлагаемой разработки закона о том, что меры соцподдержки предоставляются населению только по заявлению гражданина.
Следующая мера, предлагаемая Минэкономики, формально не касается 2015 года - продление заморозки накопительного компонента пенсионной системы, заканчивающееся в этом году, на 2016-2018 годы - без трансфертов, замещающих в ПФР взносы на накопительную пенсию. Это даст в 2016 году бюджету малозначимую сумму экономии 37 млрд руб, но в 2017 году она вырастет до 165 млрд руб, а в 2018-м - до 220 млрд руб. При принятии этого предложения накопительная система будет окончательно разрушена - впрочем, и при отказе от идеи перспективы работы НПФ в условиях жесткой рецессии неочевидны.
Наконец, Минэкономики предлагает вернуться к дискуссии по старым инициативам Минфина: увеличение пенсионного возраста и невыплата части пенсии работающим пенсионерам. Эти идеи предлагается обсудить в первом квартале 2015 года.
Отдельной главой Минэкономики перечисляет списки регуляторных нововведений (от новаций в применении ветсертификатов до сборов на использование автодорог), которые предлагается пока не применять.
Предлагается также вообще пока (до 2017 года) отказаться от новых мер, косвенно увеличивающих административную нагрузку на бизнес.