За 2008–2015 гг. объем квазифискальных потерь в Украине составил 128 млрд долл. США, из них 79 млрд (62%) покрыты за счет госбюджета. В частности, прямые потери налоговых поступлений равнялись 25,4 млрд в долларовом эквиваленте, а расходы государственного бюджета - 53,6 млрд. Указанные расходы осуществлялись в форме приобретения акций "Нафтогаза Украины", банков, а также предоставления кредитов ФГВФЛ и не учитывались при подсчете дефицита бюджета - 29,9 млрд долл., а также в форме субсидий и субвенций, которые относятся к расходам и соответственно влияли на дефицит бюджета, - 23,7 млрд долл.
Что такое квазифискальные расходы, с чем они связаны и как влияют на экономику Украины разобрался Василий Башко в статье "Долговая ловушка "бесплатного сыра"" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".
"Пристальное внимание общества, международных финансовых организаций и кредиторов к показателям устойчивости госфинансов, в частности таким, как дефицит бюджета и объемы долговых обязательств, заставляет правительство делегировать своим "сателлитам" - внебюджетным учреждениям или государственным корпорациям - все больше фискальных операций, прямое отражение которых в казначейском балансе приводит к ухудшению вышеупомянутых показателей. Такие операции называются квазифискальными расходами (КФР)", - объяснил автор.
Суть КФР заключается в том, что государственная корпорация реализует товары и услуги по ценам ниже рыночных. Компенсация может происходить следующим образом:
- предоставление предприятиям субсидий из бюджета;
- предоставление налоговых льгот и рассрочек;
- вследствие перекрестного субсидирования за счет других потребителей услуг государственных корпораций;
- в виде заимствований государственных корпораций - в краткосрочном периоде;
- в форме обмена акций госкорпораций, осуществляющих КФР, на долговые ценные бумаги правительства.
Поскольку последний способ компенсации КФР позволяет занижать показатели дефицита госбюджета, правительство несет меньшие репутационные потери в случае несбалансированной фискальной политики. Если государство вообще не компенсирует указанные расходы или компенсирует не в полном объеме, в краткосрочном периоде это положительно сказывается на уровне госдолга, но приводит к ухудшению финансовых результатов государственных корпораций - снижается их рентабельность, увеличивается убыточность. Это, в свою очередь, приводит к следующему:
- снижению инвестиций и износу основных фондов предприятий и, соответственно, к снижению чистой стоимости активов предприятий;
- потерям бюджета от недопоступления налогов и дивидендов;
- росту заимствований на покрытие КФР.
Осуществление КФР на протяжении длительного времени без соответствующей компенсации приводит к существенному усилению долговой нагрузки госкорпораций. И для удешевления стоимости привлечения новых займов правительство начинает предоставлять государственные гарантии. Когда финансовое состояние госкорпорации ухудшается настолько, что она теряет доступ к долговым рынкам, правительство вынуждено спасать ее, либо увеличивая уставный капитал (что не учитывается при подсчете дефицита бюджета), либо возвращая гарантированные ею долговые обязательства, вследствие чего уровень госдолга резко увеличивается. Именно по такому сценарию происходил рост уровня государственного долга в Украине.
"Делегирование госкорпорациям и внебюджетным учреждениям не подкрепленных финансовым ресурсом полномочий по реализации товаров и услуг по ценам ниже рыночных приводит к возникновению квазифискальных потерь этих корпораций, но вместе с тем и позволяет скрывать дефицит бюджета и отсрочить факт повышения уровня госдолга. Но в долгосрочном периоде эти расходы приводят сначала к росту гарантированного государством долга, а в дальнейшем - и к увеличению госдолга. Без изменения схемы отношений между монополистами, предоставляющими эти услуги, домохозяйствами и государством квазифискальные потери еще долго будут оставаться не только фактором нестабильности для государственных финансов, но и тормозом развития всей экономики", - резюмирует автор.