Система обеспечения людей с инвалидностью техническими средствами реабилитации содержит значительные коррупционные риски, которые функционировали годами, и требует реформирования на законодательном уровне.
Такие выводы содержит исследование коррупционных схем на рынке обеспечения людей с инвалидностью средствами реабилитации, которое осуществило Национальное агентство по предотвращению коррупции совместно с общественной инициативой "Институт законодательных идей".
“В ходе исследования мы обнаружили огромное количество коррупционных схем, функционировавших годами. Пока коррупционеры преуспевали благодаря коррупционным рискам системы, люди с инвалидностью не могли получить необходимые средства реабилитации”, - подчеркнул в ходе презентации руководитель департамента НАПК Сергей Деркач.
“Более 90% коррупционных рисков, выявленных в законодательстве, реализуются на практике. Это свидетельствует о том, что умышленные и непреднамеренные коррупциогенные положения, вложенные в законодательство, имеют свое негативное последствие. И шансы на то, что они состоятся, очень высоки”, - отметила также в ходе презентации исследования председатель "Института законодательных идей" Татьяна Хутор.
По словам заместителя председателя НАПК Ивана Преснякова, проблема значительна как в плане количества украинцев, которых она затрагивает, так и в плане объема средств, функционирующих на данном рынке.
"В Украине около 2 млн 700 тыс. человек с инвалидностью и около 600 тыс. из них нуждаются в обеспечении техническими средствами реабилитации. Также она огромна и в денежном измерении — речь идет о 1,5 млрд гривен в 2020 году, и речь идет об увеличении этого бюджета в следующем году до 1,7 млрд гривен", - подчеркнул представитель НАПК.
В рамках исследования НАПК в партнерстве с Институтом законодательных идей подготовило комплексный анализ стратегических рисков в этой сфере, которые распределяются следующим образом.
Так, коррупционные схемы, возникающие при взаимодействии людей с инвалидностью с должностными лицами, имеют четыре ключевые характеристики:
- сговор членов медицинских комиссий и предприятий для внесения ложных сведений о том, в каком средстве нуждается человек с инвалидностью. В исследовании приводится пример, когда 627,3 тыс. бюджетных средств было израсходовано на детские трехколесные велосипеды для взрослых людей в возрасте от 20 до 77 лет;
- вымогание взяток за справку о лучшем средстве реабилитации;
- давление на людей с инвалидностью, чтобы те отдали предпочтение конкретному предприятию, от которого отдельные работники органов социальной защиты имеют выгоду;
– манипулирование данными в системе в пользу частных предприятий.
Вторая группа рисков касается коррупционных схем, возникающих при взаимодействии должностных лиц и предприятий, производящих, поставляющих и ремонтирующих средства реабилитации за государственные средства. Несмотря на то, что речь идет о 1,5 миллиардах бюджетных средств, средства реабилитации для инвалидов покупаются не через систему ProZorro, а через заключение прямых контрактов с предприятиями. При этом, если ранее средства реабилитации изготовляли только государственные и казенные предприятия, на сегодняшний день из 106 предприятий только 12 являются государственными или казенными.
Коррупционные риски в этой сфере заключаются в:
- выборочной деятельности комиссий по отбору поставщиков;
- безосновательном увеличении стоимости средства реабилитации;
- фиктивном импорте средств реабилитации для увеличения их стоимости;
Относительно государственных предприятий отрасли коррупционные проблемы выглядят следующим образом:
- злоупотребление при избрании руководителей предприятий;
- наличие частных интересов руководителей госпредприятий, имеющих собственные компании;
– растрата имущества государственных предприятий.
В результате проблем, несмотря на огромный объем средств, вкладываемых государством в этот рынок, 26 тысяч человек с инвалидностью в прошлом году не смогли получить необходимые им протезы, инвалидные коляски, кровати и т.д.
“1,7 миллиарда средств налогоплательщиков уже в следующем году будут направлены на средства реабилитации для лиц с инвалидностью. Рынок очень соблазнителен, ведь выплаты гарантируются государством, и не применяются общие правила публичных закупок. Более того, система построена таким образом, что почти никто не заинтересован в рациональном использовании таких средств” – подчеркнула в ходе презентации представительница "Института законодательных идей" Татьяна Хутор.
В то же время, как отметил в ходе презентации председатель подкомитета ВР по вопросам социальной защиты и реабилитации лиц с инвалидностью Сергей Гривко, на рассмотрении Верховной Рады находится законопроект №4542, которым предусмотрена отмена статьи на соответствие квалификационным требованиям в Порядке доступа предприятия на рынок ТЗР за бюджетные средства.
Он подчеркнул, что законопроект №4542, направленный на лишение Минсоцполитики полномочий по регулированию рынка на уровне закона уже с середины 2022 года, парламент планирует голосовать в ближайшее время.