5 декабря в Киеве крупнейшие торговые сети магазинов бытовой техники и электроники "Фокстрот", "Эльдорадо" и "Комфи", заявили об объединении своих усилий для защиты отрасли и прав потребителей. На встрече со СМИ представители операторов рынка разъяснили ситуацию, указав на вопиющие примеры несовершенства законодательства, допускающего неоправданное фискальное давление на бизнес, разрушающее отрасль.
Напомним, что последнее время крупнейшие игроки рынка розничной торговли бытовой техникой и электроникой получают постановления о многомиллионных штрафах со стороны контролирующих органов. В частности Государственная инспекция по вопросам защиты прав потребителей, обвиняющая торговые сети "Фокстрот", "Эльдорадо", "Комфи", "Эпицентр" в продаже якобы контрафактных товаров, выписала торговой сети "Фокстрот. Техника для дома" штраф на беспрецедентную сумму 401 млн грн. Ранее магазины сети "Эльдорадо" были оштрафованы на 103,66 млн грн. Проверки все еще продолжаются, что может повлечь дальнейшие поборы.
"Сегодня мы переживаем кризис существующей системы защиты прав потребителей. Вся энергия Госпотребинспекции, призванной защищать потребителей от продукции, действительно представляющей угрозу для их жизни и здоровья, направлена на самую цивилизованную часть торговли розничные сети, где у клиента нет рисков купить контрафактную продукцию, сказал на встрече со СМИ генеральный директор Ассоциации предприятий бытовой техники и электроники Олег Иванов. Нынешнее законодательство имеет много условных формальностей (которые можно трактовать двояко), не отражающих реального качества продукции, но дающих основание Госпотребинспекции штрафовать продавцов".
С поддержкой украинского ритейла выступили импортеры-производители: Indesit, Bosch, Phillips, Delonghi, LG, Sony. В своем официальном обращении к главе Госпотребинспекции Сергею Орехову они акцентировали, что "категорически не согласны с обвинениями в сторону торговых сетей "Фокстрот", "Эльдорадо", "Комфи", "Эпицентр" в продаже якобы контрафактных товаров". Они осуждают необъективное информирование украинских потребителей о качестве товаров на полках этих супермаркетов.
"Считаем, что причиной обвинений стало несовершенство законодательства Украины о правах потребителей, неоднозначное трактование его пунктов о маркировке, знаках соответствия, информации о наименовании товара, адресе производителя и т.д. Уверены, что подзаконные акты, регулирующие сегодня систему защиты прав потребителей в Украине, противоречат международному праву, международным правилам торговли, способствуют расцвету коррупции в стране, поскольку были приняты с фискальной целью", - говорится в обращении.
В ближайших планах ритейла обращение к высшему руководству страны президенту Украины, премьер-министру, министру внутренних дел, министру министерства экономического развития и торговли. Кроме того торговые сети намерены обратиться в посольства всех стран, представляющих ведущих импортеров, и инициировать подготовку нового закона о правах потребителей.
"Давление на ритейлеров должно прекратиться, а новый закон Украины о правах потребителей принят с нашими поправками и работать не как основание для жесточайших санкций цивилизованной отрасли торговли бытовой техникой и электроникой, а как надежный фильтр для действительных и значительных правонарушений", - подытожил исполнительный директор сети "Фокстрот. Техника для дома" Вячеслав Поврозник. !zn