Концессию в Украине необходимо делить на объекты "green field" и стратегические предприятия — эксперты

Поделиться
Концессию в Украине необходимо делить на объекты "green field" и стратегические предприятия — эксперты

В сложившихся в Украине условиях срочная концессия всех предприятий, как планирует президент Зеленский - невыгодный для страны и опасный маневр, - считает директор Института развития экономики Украины Александр Гончаров. По его словам, сегодня сложилась ситуация, когда олигархи хотят заполучить новую редакцию скандального Закона "О концессии", а "зеленая" команда готова подарить им это в качестве демонстрации электорату своей эффективности, передает "Укррудпром".

"Объединились интересы обеих сторон. С одной стороны есть олигархи и с другой - команда "Слуги народа", которая хочет показать свою деятельность. Здесь такое сочетание - одни хотят в коммерческих интересах получить этот закон, другие хотят показать избирателям чрезвычайно высокую производительность своей работы", - пояснил эксперт.

В таких условиях, по мнению специалистов, появляется высокий риск потери стратегически важных для Украины предприятий, которые окажутся в частных руках на крайне невыгодных для страны условиях. По словам экономиста Виктора Скрашевского, в новой редакции Закона "О концессии" необходимо предусмотреть специальные "предохранители", которые сделают невозможным быстрый и незаметный переход работающих и прибыльных предприятий в частное владение.

"Об этом риске все время говорят. Необходимо все очень четко прописать - кто за что ответственный. В договорах самой концессии. Но тут уже возникает другой вопрос. А как это будет контролироваться? Будет ли неотвратимость наказания за нарушение этих договоров", - сказал Скрашевский.

Эксперты считают, что гарантированным предохранителем от превращения концессии в "дерибан" остатков госсобственности может быть законодательное ее разделение на концессию объектов "green field" (строительство с нуля) и отдельно - концессию работающих предприятий, которые приносят прибыль в госбюджет.

"Говорят, если предприятие государственное, то ему каюк. Нет! Если там квалифицированные люди, если нет коррупционных схем, все будет отлично работать. Возьмем для примера морские порты. Мы с американскими специалистами общались в рамках программы USAID "Трансформация финансовых рынков" - так вот они уверены, что нет более привлекательных объектов, чем наши морские порты. Это очень важные активы Украины", - подчеркнул Гончаров.

Эксперты уверены, что концессия как инструмент крайне важна для Украины. В частности, для строительства новых объектов, в первую очередь, автомобильных дорог и другой инфраструктуры. Новый Закон "О концессии" может привлечь в страну сотни миллионов долларов инвестиций и ускорит экономический рост в целом благодаря появлению новых инфраструктурных проектов. Однако, при этом, действие закона не должно распространятся на построенные ранее, работающие и прибыльнее госпредприятия. Их передача в концессию в украинских реалиях превратится в схемы по фактической приватизации высоколиквидных активов.

"Вы же видите, что с ОПЗ сделали - за копейки уже выставляют. Это не потому, что люди безграмотные. А потому, что за счет коррупционных схем, за счет наращивания дебиторки - делают все, чтобы тот или иной объект дешевле отдать. Олигархи через своих политиков, через свой менеджмент - занижают стоимость таких активов", - пояснил Гончаров.

Напомним, президент Украины Владимир Зеленский заявил о срочном принятии новой редакции Закона "О концессии", которая ранее вызвала несколько волн скандалов в Верховной раде и экспертной среде. Документ окрестили коррупционным и написанным под интересы отдельных олигархов. В частности, многие аналитики считают, что новый закон разработан с целью передать в частные руки государственные морские порты, которые перечисляют в госбюджет несколько миллиардов гривен ежегодно. Не смотря на то, что новый проект Закона "О концессии" еще не принят, Кабмин запустил процесс концессионирования портов "Ольвия" и ГП МТП "Херсон". Мининфраструктуры согласовало ТЭО концессии ГП МТП "Южный" - государственной стивидорной компании, которая имеет самые глубоководные причалы в Украине.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме