На сайте Мининфраструктуры опубликован проект приказа о внесении изменений в «Положение о назначенном авиапредприятии со стороны Украины на эксплуатацию международной воздушной линии» - документ, который создает правовую основу для распределения авиамаршрутов между украинскими перевозчиками.
Основное его новшество, способное изменить правила игры на рынке пассажирских авиаперевозок, состоит во введении ограничений на выдачу одного и того же назначения авиакомпаниям, связанным отношениями контроля. Кроме того, появление между предприятиями отношений контроля должно стать основанием для лишения перевозчика права на выданное назначение, пишут "Экономические известия".
Напомним, в марте этого года АМКУ обратился к Мининфраструктуры с требованием «принять меры для недопущения назначения на одно международное авианаправление компаний, связанных отношениями контроля». Правда, совсем незадолго до этого антимонопольное ведомство, не усматривая в этом никакой угрозы монополизации рынка, выдало разрешение на объединение авиаактивов Игоря Коломойского под эгидой единого авиаальянса (тогда и была создана «Украинская авиационная группа», объединившая «АэроСвит», «Донбассаэро» и «Днеправиа»).
Отметим, некоторое время назад ситуация изменилась: даже без законодательно регламентированных требований подход к распределению назначений стал учитывать сложившиеся отношения контроля между авиакомпаниями.
В случае принятия нового положения в предложенном виде компания УАГ лишится назначений на самих востребованных воздушных линиях с максимальными пассажиропотоком и загрузкой.
С другой стороны, возникает вопрос о том, кому достанутся высвобожденные частоты в случае, если авиакомпаниям УАГ (о связанности отношениями контроля других украинских авиакомпаний пока не известно) ограничат доступ к назначениям при распределении маршрутов. Суммарно лидеры рынка - авиакомпании «АэроСвит», МАУ, «Днеправиа», «Донбассаэро» и «Роза ветров» - перевозят около 80% всех украинских авиапассажиров. Поэтому претендовать на освободившиеся назначения будет прежде всего МАУ, которая занимает около трети рынка (вчера там не стали комментировать свои планы на этот счет).
«Очевидна попытка ограничить присутствие на рынке одной группы перевозчиков и перераспределить освободившиеся частоты в пользу другой группы или отдельной авиакомпании»,- так расценили документ в «АэроСвите», добавив, что необходимо стремиться к либерализации рынка, а не к ограничениям.
В авиакомпании «ВиззЭйр Украина», входящей в тройку лидеров по международным перевозкам, заявили, что приветствуют любые шаги по либерализации рынка и усилению конкуренции.
«К сожалению, в силу разных причин нам пока не удается развиваться в Украине так, как хотелось бы. В ГАА находится около двух десятков наших заявок, но получение желаемых назначений идет очень медленно»,- говорит ее гендиректор Сергей Дементьев. До сих пор WizzAir завела в Украину лишь два самолета, в то время как ее бизнес-план предполагал иметь к этому времени уже пять.