С 1 января в Украине изменились правила оформления и расчета больничных. Теперь заявление-расчет, содержащие данные о начисленных застрахованным лицам суммах страховых выплат, должно подаваться не лично, а через созданный для этого интерфейс в личном кабинете страхователя на сайте электронных услуг Пенсионного фонда Украины (ПФУ).
В Пенсионном фонде Украины напомнили, чтобы сформировать заявление-расчет в электронном виде, пользователю-страхователю нужно иметь доступ в интернет и квалифицированную электронную подпись.
Работодатели, которые по определенным причинам не могут воспользоваться электронным кабинетом на веб-портале электронных услуг Пенсионного фонда Украины, могут составить заявление-расчет в бумажной форме и подать его в любой сервисный центр главных управлений Пенсионного фонда Украины в областях и г. Киеве..
Для представления заявлений-расчетов в электронном виде работодателям не нужно заключать с Пенсионным фондом Украины отдельный договор.
Пошаговая инструкция по формированию заявления-расчета
- Зайдите на веб-портал электронных услуг Пенсионного фонда Украины. Нажмите кнопку “Вход”, идентифицируйте себя как юридическое лицо, подтвердите вход с помощью КЭП и пароля и нажмите кнопку “Войти”.
- В личном кабинете страхователя (в меню слева) зайдите в раздел "Заявления-расчеты" и выберите кнопку "Создать новое". На экране появится форма заявления-расчета, в которой необходимо добавить информацию в указанные поля. Некоторые из них, например, “Код по ЕГРПОУ страхователя”, система заполняет автоматически. Если пропустить строку, обязательную для заполнения, программа обозначит поле красным цветом.
Важно: при заполнении заявления-расчета не следует использовать определенные символы, например кавычки, часто встречающиеся в названиях предприятий. При использовании некорректных знаков программа сообщит надписью "Поле содержит запрещенные символы" и отметит строку красным цветом.
- В строках “Дата начала периода, за который включать ЛН (С)” и “Дата окончания периода, за который включать ЛН (ПО)” следует указать тот период (с–по), за который в заявление-расчет должны попасть больничные (“ Готовы к оплате”). Система сама выберет в определенном календарном промежутке (с – по) листки нетрудоспособности со статусом "Готовы к оплате". После заполнения всех требуемых строк нажмите кнопку “Продолжить”.
- После подгрузки системой готовых к оплате листов нетрудоспособности, на экране появятся два дополнительных поля: "Приложение о временной нетрудоспособности" и "Приложение о временной нетрудоспособности вследствие несчастного случая или профзаболевания", в которых отражены данные больничных каждого работника, соответствующие страховому случаю. В Приложения попадают только больничные, выплаты/часть выплат по которым возмещает Пенсионный фонд Украины. Максимальное количество листов нетрудоспособности в одном заявлении-расчете составляет 200 единиц.
- Для того чтобы внести необходимую информацию по конкретному человеку, необходимо нажать на карандаш (пиктограмма) в поле с фамилией человека. В открывшемся дополнительном окне некоторые строки будут заполнены автоматически, а некоторые нужно заполнить вручную. В частности, автоматически подтягивается информация о страховом стаже человека (общем) и о стаже за последние 12 месяцев. В случае необходимости изменить данные о страховом стаже (в частности, если не учтена информация о стаже, приобретенном после отчетного квартала), это можно сделать вручную. Необходимо внести информацию во все поля, отмеченные звездочкой: *.
- Аналогично проработайте все листы нетрудоспособности, включенные в заявление-расчет, которые будете присылать в Пенсионный фонд Украины.
- Когда обязательные поля будут заполнены, нажмите кнопку “Сохранить”. После этого в заявление-расчет еще можно вносить изменения.
- Если заявление-расчет оформлено в полной мере по всем выбранным больничным листам, для дальнейшей работы выберите опцию "Сформировать заявление-расчет". Документ откроется в новом открывшемся окне. Его можно скачать и распечатать.
- Подпишите заявление-расчет и отправьте в Фонд.
Важно: поскольку после отправки в Пенсионный фонд Украины редактирование заявления-расчета невозможно, перед отправкой проверьте документ.
Успешность ваших действий по подаче заявления-расчета засвидетельствует сообщение “Заявление расчета. Запись сохранена и отправлена на рассмотрение в ПФУ”. Для корректного завершения работы с заявлением-расчетом нажмите кнопку «Ок». После выхода из документа можно работать с другими сервисами портала.
Проверить статус больничного ("принято", "не принято", "в обработке") можно в разделе "Заявление-расчет", опция "Поиск".
Напомним, по итогам Фонда социального страхования Украины (ФССУ) за 11 месяцев 2022 года пособие по оплате временной нетрудоспособности выросло на 58,7 грн.