Об этом ZN.UA стало известно от высокопоставленного источника в правительстве.
Таким образом, после утверждения изменений Верховной Радой, принимать решение, куда направить полученные средства, будет Кабинет министров по предложению Министерства финансов.
Министр юстиции Александр Лавринович, комментируя по просьбе ZN.UA правительственную инициативу, отметил, что «речь едва ли идет о масштабном пополнении бюджета» (по официальным данным Госказначейства, на счета от предоставления административных услуг в І полугодии в госбюджет поступило всего 2,5 млн грн; при этом некоторые эксперты, оценивая новшество, полагают, что «главная касса» страны может пополниться на 14-20 млрд грн).
По словам А.Лавриновича, в нынешней ситуации реальный контроль за использованием полученных средств серьезно затруднен, поскольку распоряжаются ими те организации, которые не имеют отношения к предоставлению административных услуг.
«Средства за оказание административных услуг оседают в специализированных фондах, и слишком часто мы сталкиваемся с фактами нецелевого, я бы сказал, неадекватного их использования. Недостатки в системе перераспределения этих средств очевидны. Существует простор для возможных злоупотреблений. Именно это и вынудило Кабинет министров пойти на подобный шаг… Буду откровенен: я не в восторге от подобного шага. Но я, безусловно, понимаю, чем вызвано подобное предложение», - отметил он.
На вопрос, не проще ли было бы отказаться от практики использования спецфондов в качестве посредников, глава Минюста сообщил, что «планируется навести в этой сфере порядок». «Но это не вопрос одного дня. Инвентаризация потребует времени и сил. Ранее я даже не представлял себе истинных масштабов происходящего», - пожаловался он.
При этом министр юстиции предполагает, что подобная мера («ручное» управление средствами Кабмином) является временной, и в обозримом будущем значительная часть этих средств будет направляться на модернизацию сферы админуслуг и улучшение их качества.
«В конце концов оказание этих услуг - одна из важнейших функций власти, которая, собственно, и связывает непосредственно власть с населением», - резюмировал А.Лавринович.
Напомним, сегодня плата за предоставление админуслуг (которые, согласно законодательству, предоставляются предприятиями, небюджетными учреждениями и организациями, подчиненными министерствам и ведомствам) направляется на отдельные счета в системе Государственного казначейства Украины по ведомственному признаку с последующим зачислением их в Специальный фонд Государственного бюджета.
Накануне президент Украины Виктор Янукович на заседании Комитета по экономическим реформам выразил недовольство, что на фоне постоянного роста поступления средств от оплаты за админуслуги, контроль за их целевым использованием «фактически отсутствует», и «предприятия-паразиты продолжают обогащаться на бессилии государства».
«В Государственный бюджет попадает лишь незначительная часть поступлений. В большинстве случаев они становятся источником, как говорят, ‘серых’ бюджетов органов власти и подконтрольных им учреждений, полномочия по их расходованию относятся к ‘исключительной компетенции’ руководителей ведомств. А этого нельзя вообще терпеть», - подчеркнул он.
«У меня возникают сомнения в серьезности намерений правительства разобраться с этой проблемой», - заявил тогда В.Янукович.
Еще ранее глава государства дал поручение премьер-министру Николаю Азарову подготовить законопроект относительно установления исчерпывающего перечня административных услуг в месячный срок после принятия закона об административных услугах.
ZN.UA уже сообщало о том, что в конце мая правительство одобрило проект Административно-процедурного кодекса Украины, который в пакете с законопроектом «Об административных услугах» должен ввести надлежащее регулирование админуслуг. Эти проекты получили высокую оценку со стороны как отечественных, так и международных экспертов. Но, начиная с 2008 года (когда проект Административно-процедурного кодекса уже попадал в ВР), Рада не прилагала никаких усилий для принятия соответствующего закона.