Правительство хочет привлечь частных инвесторов к модернизации портов. Об этом идет речь в проекте постановления Кабинета министров "Некоторые вопросы компенсации инвестиций, внесенных субъектами хозяйствования в стратегические объекты портовой инфраструктуры, являющиеся объектами государственной собственности". Взамен на инвестиции власти предлагают механизм компенсации за счет портовых сборов.
"В связи с военной агрессией РФ против Украины существует проблема недостаточного финансирования морской отрасли, в том числе в связи с несовершенной фискальной политикой, что приводит к нехватке средств у государственного предприятия "Администрация морских портов Украины" (АМПУ)", - сказано в пояснительной записке к проекту постановления.
Еще до войны потребность ГП "АМПУ" в финансировании проектов по ремонту более 48 причалов составляла 12 млрд грн в течение четырех лет. Администрация заключила договоры на ряд проектов строительства, однако из-за нехватки средств не смогла реализовать даже части этих проектов. В то же время АМПУ обязана поддерживать в надлежащем состоянии портовую инфраструктуру, в том числе причальную. На балансе ГП по состоянию на 24 февраля 2022 года было 265 причалов (грузовых, вспомогательных, пассажирских), расположенных в 13 морских портах Украины, из которых:
- 20 непригодны к нормальной эксплуатации;
- 37 нуждаются в значительных капиталовложениях в ближайшие пять лет;
- более 50 нуждаются в восстановления путем капремонта или реконструкции.
Проект Кабмина оговаривает порядок заключения договоров, а также содержит изменения в постановление Кабмина №899 от 3 октября 2012 года, согласно которым не обязательно иметь утвержденный финплан для инвестирования в модернизацию порта.
При этом размер компенсации инвестиций не должен превышать размер уплаченных инвестором средств. Инвестором может выступить юридическое лицо или физическое лицо-предприниматель. Инвесторов на одном объекте может быть несколько.
В то же время действие нового порядка не будет распространяться договора государственно-частного партнерства - концессионные договора и договора аренды государственного имущества.
Ранее мы писали о том, что украинское зерно вывозят по железной дороге в направлении морских портов Большой Одессы. Переориентацию заметили в "Укрзализнице". Там рассказали, что фиксируется уменьшение объемов передачи зерновых грузов на границах со всеми без исключения соседними странами Венгрией, Словакией, Польшей, Румынией