9 сентября Кабинет министров Украины подал в Верховную Раду проект закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины" №2104, призванный институционально изменить систему управления государственным долгом. Но идея независимого Долгового агентства, реализованная в предложенном законопроекте, больше напоминает попытку законодательного закрепления возможностей по бесконтрольному выкачиванию бюджетных средств в пользу кредиторов правительства, чем улучшения качества управления долгом.
Об этом в своей статье для ZN.UA пишет Татьяна Богдан, доктор экономических наук, зав.отделом государственных финансов Экспертно-аналитического центра "Оптима". По ее словам, законопроект №2104 регулирует вопрос создания Долгового агентства Украины как центрального органа исполнительной власти со специальным статусом, реализующего государственную политику в сфере управления государственным долгом и гарантированным долгом. Предполагается, что независимое Долговое агентство будет выполнять функции менеджмента долгового портфеля правительства, оптимизировать уровень долговых рисков, обеспечивать заемное финансирование дефицита бюджета, отвечать за погашение и обслуживание государственного долга, вести оперативный учет долга и пр.
"Отношения Долгового агентства с Минфином сформулированы в рамках классической схемы "принципал-агент" с широким перечнем полномочий и размытой ответственностью агента (Долгового агентства). Предполагается, что участие Министерства финансов в его деятельности ограничится подачей кандидатуры главы агентства на рассмотрение Кабмина, разработкой среднесрочной стратегии управления государственным долгом (которую должно выполнять агентство), получением от агентства предложений к проекту государственного бюджета и Бюджетной декларации, согласованием министром финансов правовых действий агентства с государственным долгом и пр.", - отмечает эксперт.
Подробнее о новом законе читайте в статье Татьяны Богдан "Что изменится в системе управления государственным долгом?" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".