По информации источников ZN.UA, совместно разработанный вариант транзита газа через ГТС Украины, Словакии и Австрии до входа в ГТС Италии предложен на рассмотрение президенту и правительству Украины.
Об этом в своей статье для ZN.UA пишет Алла Еременко. По ее словам, основные аспекты предложения впервые были оглашены в ходе Третьего газового форума.
Зачем это понадобилось "Нафтогазу Украины" и фактическому оператору украинской ГТС - "Укртрансгазу", глава НАКа Андрей Коболев объясняет тем, что участие в транспортировке газа весомых европейских партнеров дает больше шансов на загрузку отечественной ГТС после окончания контракта с "Газпромом" в 2020 г.
В то же время Италия - наибольший импортер российского трубопроводного газа, поставляемого в основном через ГТС Украины и Словакии.
"Более того, названная итальянская компания не так давно выкупила 49% акций австрийского оператора ГТС. Таким образом, трубопроводный маршрут доставки российского газа через Украину, Словакию и Австрию для Snam и трейдеров рынка Италии является пока максимально экономически оправданным и выгодным", - отмечает автор.
Украине предлагают фактически лизинг ГТС. Словацко-итальянский тандем интересует, что думает по этому поводу правительство Украины как собственник ГТС, выступит ли партнером ПАО "Магистральные газопроводы Украины", которому Минэнергоугольпром намерено передать активы ГТС, или это будет другой оператор.
Но "для потенциальных партнеров важно, чтобы это был независимый оператор ГТС, как того требует Третий энергетический пакет". "Украинский оператор ГТС может не передавать активы, а создать операционную компанию (TSO), с которой другие операторы и будут сотрудничать. К собственности объектов ГТС это не имеет отношения", - уверяет директор по связям с ЕС Eustream Милан Седлачек.
Подробнее о поиске новых партнеров по транспортировке газа в Европу читайте в статье Аллы Еременко "Uno труба и много problémy" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".