Госрегулирование цен на топливо ударило по легальному сектору, не затронув теневой — эксперт

Поделиться
Госрегулирование цен на топливо ударило по легальному сектору, не затронув теневой — эксперт © ZN.UA
Сегодня на рынке процветает продажа фальсификата и схемы, связанные с нарушениями кассовой дисциплины на АЗС, что обеспечивает основной заработок дискунтерам.

Отсутствие действенных шагов правительства по борьбе с теневым рынком позволило нелегальному сектору АЗС безболезненно воспринять введенное в мае госрегулирование цен, тогда как основной удар пришелся по легальному сектору, который был вынужден поднять фактические цены для своих клиентов и свернуть ряд программ развития. Об этом в своей авторской колонке «Зарегулировать в «тень» приводит аналитик «Консалтинговой группы А-95» Артем Куюн.

После введения в мае государственного регулирования цен на топливо реализация каждого литра бензина приносит так называемым сетям-дискаунтерам, работающим в нижнем ценовом диапазоне (2 800 станций из 7500) около 70 коп. убытка, что указывает на размеры теневого сегмента рынка нефтепродуктов.

«Эта особенность (отрицательная наценка в сетях дискаунтеров – прим. ZN) прослеживается со второго полугодия 2020-го и по сей день. На период карантина государство объявило мораторий на проверки бизнеса, чем последний не преминул воспользоваться. Как использовал такую же возможность в 2014–2016 годах, когда во время аналогичного моратория газовые и дизельные бочки появились под каждым забором», — говорится в материале.

Автор пишет, что сегодня на рынке процветает продажа фальсификата и схемы, связанные с нарушениями кассовой дисциплины на АЗС, что обеспечивает основной заработок дискунтерам.
Имея огромный запас прочности за счет налоговой оптимизации, дискаунтеры смогли не только спокойно пережить госрегулирование, но и сохранить скидки и бонусы в программах лояльности, которые составляют порядка 1,5 грн/л. Тогда как легальный сектор был вынужден свернуть программы лояльности и фактически повысит отпускные цены для своих клиентов.

А.Куюн считает, вместо введения регулирования цен государство должно вернуться к решению системных проблем, таких как наличие подпольных мини-НПЗ, нелегальных станций и пресечь схемы по уходу от налогообложения акцизом и НДС.

«Именно это деформирует рынок, создавая перетоки продаж и трансформируя ценообразование. Но вместо системной и сложной борьбы с теневым сектором власть вновь пошла по пути популизма, ограничив возможности легального бизнеса монетизировать свои качество и сервис. Сохранение такого режима в продолжительной перспективе грозит отказом этого бизнеса от высоких стандартов (а это прежде всего будет означать сокращение рабочих мест) и будет толкать «белый» бизнес к банкротству или в «тень» — резюмировал А.Куюн.

Ранее сообщалось, что Кабинет министров 14 мая принял постановление, которым вводится государственное регулирование цен на топливо. Так, на период действия карантина установлены предельные уровни торговой надбавки к средней цене дизельного топлива (не выше 7 грн/л) и бензина (не выше 5 грн/л).

Консалтинговая группа «А-95» прогнозирует, что из-за нелегального производства нефтепродуктов на мини-НПЗ и нефтебазах, а также из-за нарушений кассовой дисциплины на АЗС государственный бюджет Украины в 2021 году недополучит более 22 млрд грн акциза и НДС, или на 21% больше, чем в 2020 г.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме