Правительство готовит украинские аэропорты к приватизации и хочет потратить на них 13,5 млрд грн бюджетных денег в ближайшие десять лет. Еще 4 млрд грн за это время должны вложить частные инвесторы.
Такой вывод можно сделать из концепции государственной программы развития аэропортов до 2023 года, которая была подготовлена Мининфраструктуры и принята 22 мая на заседании Кабмина. Об этом пишет Forbes со ссылкой на чиновника, близкого к руководству профильного министерства.
Формально концепцию госпрограммы Кабинет министров принял еще в ноябре 2012 года – тогда ее без предварительного согласования с другими ведомствами внес министр инфраструктуры Борис Колесников. Доработать документ и согласовать его с другими ведомствами профильное министерство должно было в течение недели, но закончить начатое удалось лишь через полгода.
Основные положения документа сводятся к следующему:
- в течение следующих 10 лет украинские аэродромные комплексы модернизуют за бюджетные деньги. Речь не только о комплексах, входящих в крупные аэропорты, но и о небольших региональных аэропортах (к примеру, в Виннице или Ивано-Франковске);
- частный бизнес будет участвовать в модернизации инфраструктуры аэропортов (терминалов, кейтеринга), объектов неавиционной деятельности и небольших аэродромов, которые используются для нужд авиапрома и спортивной авиации. Среди последних – аэродромы "Киев/Антонов-1", "Джанкой", "Киев" (Чайка);
- пассажирские и грузовые терминалы будут переданы в концессию и аренду;
- ключевые аэропорты Украины – "Борисполь", "Львов", "Донецк", "Одесса", "Харьков" и "Симферополь" – могут стать частными (положение о закреплении этих аэропортов в собственности государства было в принято пять лет назад концепцией развития, которая теперь утратила силу; в принятой на прошлой неделе концепции такой нормы нет);
- аэродромы и взлетно-посадочные полосы, находящиеся в коммунальной собственности, могут сохранить нынешних владельцев. Предыдущая концепция содержала норму, по которой эти объекты должны быть возвращены центральной власти;
В концепции спрогнозировано, что после ее реализации, в 2023 году, пассажиропоток в украинских аэропортах вырастет в 2,3 раза по отношению к 2011 году – до 28,7 млн человек. Это в 2,5 раза ниже, чем прогноз предыдущей концепции – еще в 2008-м в профильном министерстве рассчитывали на 70,6 млн пассажиров в 2020 году.
Половину авиаперевозок в Украине в 2023 году должны обеспечить лоукостеры, говорится в тексте концепции. В Мининфраструктуры также надеются, что за десять лет доля доходов аэропортов от неавиационной деятельности вырастет до 60% общей выручки. Для сравнения, в 2011 году аналогичные услуги принесли "Борисполю" менее 20% доходов.
Сумма инвестиций государства – 13,5 млрд грн. Из них 11,5 млрд заплатит госбюджет, 2 млрд грн – местные бюджеты. Инвестиции частников Мининфраструктуры оценивает в 4 млрд грн за 10 лет.
В правительстве концепцию поддерживают далеко не все. В сопроводительных документах к тексту немало замечаний: самые спорные нормы – права государства на аэропорты и их инфраструктуру и источники финансирования.
"Проект концепции "не является эффективным", – пишет в выводе к документу департамент профессиональной экспертизы Секретариата Кабмина. Аргументация – в рамках подготовки к Евро-2012 в развитие коммунальных аэропортов (в т.ч. "Жуляны", "Донецк", "Харьков") были вложены значительные средства государственного бюджета. "Средства выделялись под обязательство органов местного самоуправления вернуть объекты аэродромов и взлетно-посадочные полосы после завершения Евро-2012 в государственную собственность, чего не было сделано", – говорится в экспертном выводе секретариата Кабмина.
Более того, концепция предлагает финансировать из бюджета развитие аэропортов, которые уже находятся в частной собственности – нормы о том, что эти средства казне будут компенсированы, в документе нет.
Вторая претензия касается финансирования программы. Изначально размер госрасходов планировался даже большим – 15 млрд гривен, а общая смета – 19 млрд гривен. Но запротестовал Минфин: размер бюджетного финансирования назвали излишне раздутым и посоветовали "значительно его сократить". Тем более, что в госсобственности сегодня находятся лишь два аэропорта – "Борисполь" и "Львов", остальные принадлежат коммунальной власти. В итоге объем госфинансирования ужали на 1,5 млрд гривен.
Кстати, эти 1,5 млрд гривен хотели направить на оплату работ в рамках подготовки Украины к Евро-2012, окончившегося год назад. Из-за протестов Минфина в ведомстве Козака решили, что на это пустят не полностью потраченный заем в размере 4,4 млрд гривен, сделанный Укревроинфрапроектом (входит в подчинение Мининфраструктуры) в 2012 году.
Наконец, нарекания Минфина касаются финансирования "Борисполя". Крупнейший аэропорт страны включен в список объектов госсобственности, которые могут быть переданы в концессию. Несмотря на это, на развитие аэропорта из государственного бюджета предлагается потратить еще 2,7 млрд гривен, сетует Минфин. Как следует из сопроводительных документов Концепции, в ведомстве Владимира Козака это замечание проигнорировали, сославшись на то, что аэропорт еще не передан инвестору. !zn
Читайте также:
Львовский аэропорт потребовали назвать в честь Степана Бандеры
АМКУ разрешил объединить морские порты в одно предприятие
Мининфраструктуры предлагает передавать порты в концессию для их развития и привлечения инвесторов