По прогнозу чиновников Минфина, к концу 2013 года бюджет не досчитается 3 млрд акциза с нефтепродуктов, а вместе с НДС и эконалогом потери окажутся и вовсе убийственными - 7 млрд грн. Об этом в своей статье для ZN.UA пишет обозреватель Роман Иванченко.
Прогноз весьма правдоподобен, отмечает автор, ведь только за четыре месяца 2013 г. поступление топливных акцизов сократилось на 30%, или на 1,024 млрд грн. Таможня и вовсе бьет "рекорды", собрав почти на 42% меньше бензинового налога, нежели в январе-апреле прошлого года.
Как рапортует Государственный комитет статистики, в 2013 г. украинцы стали ездить меньше, но не намного. В январе-апреле потребление бензина в стране снизилось лишь на 9,5% (на 119,6 тыс. т) - до 1 млн 141,4 тыс. т, а дизтоплива - и вовсе на 5% (на 82,5 тыс. т), то есть до 1 млн 562,1 тыс. т.
Логично предположить, что и поступления топливных налогов в госбюджет сократятся менее чем на 9%. Однако Миндоходов говорит совсем о другом: за 4 месяца удалось собрать лишь 2 млрд 387,58 млн грн акцизов, что на 30% (на 1 млрд 24,483 млн грн) хуже прошлогоднего результата.
Особенно проблемная ситуация на таможне, где в январе-апреле только по бензинам не досчитались 41,9% (или 575,856 млн грн) акцизов. И это при том, что правительство ожидало большого роста, ведь внутреннее производство нефтепродуктов сильно сократилось, а заместить его может только импорт.
Обозреваетль отмечает, что на лицензионные таможенные склады компаний "Зовнитрансгаз", ЧП "Фирма Армада Плюс" и ДП "Петрол-Форвардинг", которые связывают с ООО "Газ Украина 2020", с начала года поступило 1,2 млн тонн нефтепродуктов, причем государство не получило ни копейки налогов со всего этого бензина и дизеля.
Народный депутат от "Свободы" Юрий Сиротюк обратился с запросом в Миндоходов относительно данных о растаможке топлива.
В ответ в Миндоходов сообщили, что в 2012 г. на указанные таможенные склады поступило 1 млн 18,7 тыс. т импортных нефтепродуктов. А вот в январе-апреле 2013 г. поставки топлива на эти объекты выросли до 1 млн 259,4 тыс. т..
"В 2012 г. информация о таможенном оформлении товаров в режиме "Импорт" после размещения на указанных таможенных складах отсутствует… За 4 месяца 2013 г. информация о таможенном оформлении товаров в режиме "Импорт", предварительно размещенных на ТЛС, не обнаружена", - говорится в ответе Миндоходов.
Но куда же подевались все эти импортные нефтепродукты? По данным Миндоходов, в 2012 г. бумаги на топливо оформлялись в двух режимах - "транзит" (344,5 тыс. т) и "реэкспорт" (388,3 тыс. т), а вот в 2013 г. остался только "реэкспорт" (1 млн 203,4 тыс. т).
В обоих случаях топливо может немного полежать на ТЛС, но потом должно в целости и сохранности отправиться дальше по стране ("транзит") или вообще за ее пределы ("реэкспорт").
"Неужели кто-то взял да и только за этот год оборвал "реэкспорт" на 1 млн 203,4 тыс. т? А ведь это почти 45% от официального (Госстатовского) потребления бензинов и дизельного топлива Украины за январь-апрель!", - пишет обозреватель.
Налоговики отказались сообщить, куда именно "транзитировалось" и "реэкспортировалось" топливо с ТЛС. Впрочем, если сравнить информацию за 2012 г., то можно заметить, что объем нефтепродуктов, прошедший через данные таможенные склады в режиме реэкспорта и объем поставки нефтепродуктов из Украины в Белиз в точности совпадают: 388 тыс. т.
Отметим, что в государстве Белиз живет 315 тыс. человек, то есть, согласно официальным документам, на каждого белизца приходится по тонне топлива из Украины.
Как ранее сообщало ZN.UA в расследовании "Кто украл дороги?", причиной растущей недоимки топливных акцизов являются поставки импортных нефтепродуктов через систему лицензионных таможенных складов компаний "Зовнитрансгаз", ЧП "Фирма Армада Плюс" и ДП "Петрол-Форвардинг". В 2012 году через данные терминалы было пропущено около 700 тыс. т бензина. Впоследствии эти нефтепродукты оформляются как транзитные, т.е. без уплаты акциза и НДС, хотя реализуются покупателям на внутреннем рынке через компанию "Газ Украина 2020". Последняя приобретает их через систему предприятий, обладающих признаками фиктивности, и формально не является импортером данных нефтепродуктов.
В 2013 году схема продолжает функционировать.
Подробности читайте в статье Романа Иванченко "Разыскивается акциз" в свежем номере "Зеркала недели. Украина". !zn
Читайте также:
Контрабанда нефтепродуктов унесла из бюджета уже более 1 млрд грн акцизов
Раде предложили расследовать возможную причастность "Газ Украина 2009" к контрабанде нефтепродуктов