FT рассказала, как «скрытое» судоходство помогает экономике РФ

Поделиться
FT рассказала, как «скрытое» судоходство помогает экономике РФ Фото иллюстративное © Википедия
Корабли, маскирующие свои системы идентификации, могут быть объяснением устойчивости экономики РФ в военное время.

С вторжением РФ в Украину в Керченском проливе, соединяющем Азовское море с Черным и, таким образом, с остальным миром, начал развиваться новый вид флота. Наблюдатели фиксируют рекордное количество кораблей с перебоями в их системах автоматической идентификации. Это может свидетельствовать о том, что такие корабли хотят скрыть свои маршруты. Такой «секретный» флот стал ключевым фактором неожиданной устойчивости российской экономики в военное время, в то время как его активизация свидетельствует о том, что сопротивление РФ западным санкциям будет продолжаться, пишет FT

Согласно международным морским правилам, все коммерческие корабли, за исключением наименьших, обязаны включать систему автоматической идентификации (AIS), чтобы другие корабли знали об их местонахождении.

По свежим данным Lloyd's List Intelligence, в течение третьего квартала 2020 года 42 корабля, проходивших через Керченский пролив, выключали свои AIS в общей сложности 86 раз. На это могут быть законные причины, иногда AIS выходит из строя. В любом случае, эти 42 судна составляли лишь небольшой процент от около десяти тысяч кораблей, проходивших через пролив в среднем за год до вторжения России в Украину.

С тех пор, однако, количество задерживаемых в проливе кораблей стремительно возросло. Сразу после вторжения, во втором квартале 2022 года, 468 кораблей «исчезали в темноте» 1 126 раз. А в течение первого квартала этого года отключение AIS достигло беспрецедентных масштабов: 586 кораблей, подавляющее большинство под российским флагом, 1 753 раза выключали свои системы автоматической идентификации. Некоторые из них, возможно, просто пытались избежать фиксации военными кораблями во время войны, но, вероятно, есть и другие факторы, играющие важную роль.

«Этот всплеск настолько чрезвычайно высок, что напрашивается вывод, что россияне хотят что-то скрыть. По разным причинам, часть из которых законны, а некоторые нет, россияне, вероятно, не хотят, чтобы за ними наблюдали», - сказала Бриджит Диакун из Lloyd's List Intelligence.

Приблизительно три четверти выключения AIS касаются грузовых кораблей, одна четверть из них - танкеры, свидетельствуют данные аналитиков Много сухогрузов, а также меньшие объемы нефти и других жидкостей оставляли Азовское море без сигналов AIS.

Керченский пролив является стандартным маршрутом экспорта российского зерна: небольшие корабли прибывают из российских портов в Азовском море и осуществляют перегрузку с судна на судно в южной части пролива. Но если эти обмены происходят в сочетании с блокировкой систем AIS, это значительно усложняет отслеживание груза.

Россия, конечно, может импортировать и экспортировать товары, как ей угодно, из собственных портов. Однако после вторжения Москва может также перевозить украденные товары из временно оккупированных украинских портов в Азовском море. Резкое увеличение масштабов отключения AIS может свидетельствовать о попытках России скрыть перемещение украденного украинского зерна, предполагает Диакун.

Союзники Украины, между тем, обязаны соблюдать санкции, направленные на ослабление Кремля. Тот факт, что ряд кораблей, которые выключали AIS, были зарегистрированы в Панаме и Сент-Китс и Невис, свидетельствует о том, что эти государства терпимо относятся к блокированию сигналов идентификации. Несколько стран, включая ключевых торговых партнеров России, таких как Индия, Китай и ОАЭ, не осудили вторжение в Украину и не присоединились к санкциям Запада.

Теоретически, корабли, отключающие AIS, должны быть наказаны, поскольку они увеличивают риск столкновения для проходящих вблизи судов.

По словам секретаря Объединенного военного комитета по оценке рисков в области морского страхования Нила Робертса, трудно понять, что именно законопослушная сторона в этой сфере может сделать относительно преднамеренной блокировки сигналов, поскольку у нее нет «полицейских» полномочий.

Действительно, Международная морская организация не является глобальной «морской полицией». Договор 2003 года дает России и Украине право проверять коммерческие корабли, проходящие через Керченский пролив – но сейчас они вряд ли это делают. И хотя доминирующие в морском страховании западные страховщики избегают попавших под санкции компаний, Кремль в настоящее время обеспечивает альтернативное «морское прикрытие».

Резкий рост масштабов выключения сигналов AIS в Керченском проливе свидетельствует о том, что такое «тайное» судоходство будет способствовать российской торговле еще некоторое время.

Геополитика санкций также радикально изменилась за последние три десятилетия. Во время холодной войны эмбарго Запада было эффективным, поскольку его экономическая мощь не позволяла недобросовестным странам находить много альтернативных торговых партнеров. Сегодня Китай, Индия, ОАЭ, Саудовская Аравия и другие страны могут легко помочь объектам санкций обойти введенные ограничения, получив выгоду. Таким образом, «тьма» AIS — это притча о войне, мире и глобализации сегодня, отмечает издание.

Ранее сообщалось, что РФ скрыто собрала флот из более ста устаревших танкеров, чтобы помочь обойти ограничения Запада на продажу российской нефти.

Такой теневой флот из старых танкеров с нефтью РФ создает риск экологической катастрофы. Наибольшее беспокойство вызывает то, что некоторые старые танкеры, мировой флот сейчас старейший почти за два десятилетия, могут не проходить надлежащую проверку и техническое обслуживание, что рискует привести к катастрофической аварии в море.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме