ФПГ: КОНЕЦ ПРЕКРАСНОЙ ЭПОХИ

30 июня, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск №26, 30 июня-7 июля

— Алло, Иванова можно?.. — Ну, во-первых, он умер, а во-вторых,.. — Достаточно «во-первых»... (Хороший анекдот) Верховный Совет принял в первом чтении Закон о финансово-промышленных группах (ФПГ)...

— Алло, Иванова можно?..

— Ну, во-первых, он умер, а во-вторых,..

— Достаточно «во-первых»...

(Хороший анекдот)

Верховный Совет принял в первом чтении Закон о финансово-промышленных группах (ФПГ). На мой ехидный вопрос, какой из российских банков можно с этим поздравить в первую очередь, один остроумный коллега ответил: «Центральный, конечно». Памятуя, что в каждой шутке есть доля шутки, продолжим тему ФПГ, которую «ЗН» отслеживает давно, и не без удовольствия. Удовольствие, впрочем, получается исключительно от сознания, что уже можно с полным правом заявить: «А мы говорили, а мы предупреждали».

Принятие ВС Закона о ФПГ совпало по времени с очередной «этапной» речью Президента Кучмы, сказанной в Закарпатье, и оба эти события вполне однозначно определили, что ждет Украину — по кайней мере, в ближайшем обозримом будущем.

Верховный Совет

Воспользовавшись своим правом вето, ВС «затормозил» президентский Указ о финансово-промышленных группах — в марте этого года. Шум и гам по этому поводу поднялся изрядный, хотя и противники, и разработчики Указа прекрасно сознавали, что вето — не более чем отсрочка, что раз уж наш Президент Леонид Данилович Кучма сказал, что ФПГ — это хорошо, то это и будет хорошо, хоть ты тресни. Помощник Президента Владимир Рыжов, приложивший титанические усилия при создании Указа, еще тогда, в марте, с недоумением пожимал плечами: зачем накладывать вето на Указ, если через месяц-два придется принимать аналогичный закон?

Закон, принятый в первом чтении, конечно, будет изменяться. Под лозунгом «Давайте найдем компромисс» лоббисты разных лагерей будут пытаться сделать его максимально льготным и удобным для директоров предприятий — участников ФПГ, с одной стороны, и максимально безопасным (если это еще возможно) для финансовой системы — с другой. Но уже не подлежит никакому сомнению: свершилась легализация истинно мичуринской затеи по сращиванию отечественного промышленного капитала с финансовым. Рука не поднялась поставить перед словом «финансовый» еще и определение «отечественный», но об этом — чуть позже. Чей бы там ни был капитал, о нашей промышленности мы точно знаем, что она официально числится государственной. И этого достаточно: уж скорее государственная промышленность приведет банковскую систему к краху и национализации, нежели банковская система заставит формально государственную промышленность работать в условиях рынка. В Украине эта ситуация нынче называется «корректировкой курса реформ».

Но вернемся к тому, что принял Верховный Совет. Поскольку голубем мира и вестником компромисса выступил председатель комиссии по вопросам финансов и банковской деятельности Виктор Суслов, позволю себе коротко изложить предложенные им (и принятые парламентом) поправки к тексту Закона.

Поскольку в ФПГ, как мы уже знаем, входят госпредприятия, возникает вопрос - кто и как будет управлять госимуществом в ФПГ? По мнению г-на Суслова, речь не идет о передаче собственности - пакеты акций передаются в доверительное управление головному предприятию ФПГ - резиденту Украины. При этом специально оговорено, что передача пакетов акций нерезидентам запрещается. Пакеты акций участников ФПГ, которые принадлежат государству, передаются на утвержденный срок существования ФПГ, и назначается уполномоченное лицо по управлению таким пакетом. Если речь идет о некорпоратизированных предприятиях, уполномоченное лицо по управлению госимуществом в ФПГ назначает соответствующее отраслевое министерство.

Главным камнем преткновения были льготы, в частности - налоговые, предоставляемые по Закону участникам ФПГ. «Льготы можно ликвидировать полностью или частично, потому что льготы в действительности НЕ ЦЕЛЬ этого закона, - справедливо замечает Виктор Суслов. - Предлагается не облагать внутренний оборот по производству конечной продукции, то есть записать: «По оборотам с реализации промежуточной продукции ФПГ применяется нулевая ставка НДС» и специально записать: «Налогообложение конечной продукции ФПГ осуществляется в соответствии с действующим законодательством».

А все-таки, какова «в действительности» цель обсуждаемого мероприятия? Процитирую Виктора Суслова в третий и последний раз: «Цель проекта - не присвоение собственности, цель проекта - не получение льгот, цель этого проекта Закона - спасение самых передовых наших отраслей: авиакосмической промышленности, судостроения, энергетики, транспорта».

Тут возразить просто нечего, кроме разве только того, что обычно для спасения организма удаляют пораженные части, а наши «хирурги» предлагают отрезать здоровые. Речь, таким образом, идет никак не о спасении экономики Украины, а об имплантации отрезанных от нее - самых жирных - кусков в соседнюю экономику. Зато какая будет мощная энергетика, какое дивное судостроение! Жаль, что не у нас. Потому, что на Самый Главный Вопрос, сформулированный депутатом А.Ельяшкевичем, - готовы ли вы к тому, что у нас будут разные правила игры для субъектов хозяйственной деятельности? - ответ возникает интуитивно - ...

Можно ожидать, что при окончательном принятии закона главная борьба будет идти даже не за налоговые льготы, которые, скорее всего, не пройдут, а за управление государственным имуществом и за способы избежать персональной ответственности за результаты этого управления.

Исполнительная власть

Первая буква аббревиатуры ФПГ означает, как известно, финансы. Ту самую область, где у нас одновременно происходит и кризис, и стабилизация, еще месяц-два тому назад бывшую предметом официальной гордости и поводом для получения иностранных кредитов. Узаконенный отныне запуск ФПГ-сценария предполагает, что и политика в области финансов будет отныне иной. На торжествах в Закарпатье Леонид Кучма заявил, что нас ожидает «некоторое послабление монетарной политики». В частности, выяснилось, что кредиты у нас слишком дороги в то время, как структурная перестройка производства настоятельно требует денег побольше и подешевле. Посему инфляционные маяки, установленные при бюджетных расчетах, следует отодвинуть - не 1% инфляции к концу года, а 4-5%. Соответственно, больше простора станет для эмиссии, печатания и рисования наличных и безналичных денег для диктатуры директората.

Если кому-то последнее выражение покажется слишком жестким, можно свериться с речью Президента - в той части, где Леонид Данилович говорит о том, как государство собирается распорядиться «нарисованными» деньгами. Кредиты будут выдаваться целевые, определенным предприятиям и отраслям, попавшим в госприоритеты. Поскольку приоритетов у нас много и аппетит у них нормальный, чисто эмиссионных денег для его удовлетворения у государства не хватит. Заставить коммерческие банки в здравом уме и при трезвой памяти кредитовать все эти перспективные производства - трудно. Недаром ситуация в банковской сфере вызывает у Президента обеспокоенность. Банковские круги - увы! - никак не желают понимать, что «органическое соединение банковского и производственного капитала» - это единственный выход, оставленный им Президентом. Они, как на грех, «заблокировали» чудную идею адресной поддержки предприятий - мол, невыгодно им это, да и не по силам. Так. Тогда «пересмотрим имущественные отношения государства с банковской системой». Национализируем Проминвест, «Украину», Укрсоц и будем управлять. Почему бы и нет, в конце концов? Покажем Валютному фонду и Всемирному банку эффективного государственного хозяина. Правда, до сих пор считалось, что такого явления в природе не существует. Проведем с МВФ переговоры и по этому поводу, и по поводу «коррекции» программы реформ, под которую нам кредиты давали. Может оказаться, что не так уже и необходимы эти международные кредиты - ведь в запасе у украинского руководства свыше 30 проектов украино-российских ФПГ, после осуществления которых помощь Украине уже не понадобится.

А что же наши монетаристы? Похоже, что в новой, откорректированной программе поле их деятельности существенно сократится, потому что намеченный к строительству госкапитализм в них не нуждается. Этим строительством, очевидно, займется Высший экономический совет, о необходимости создания которого сказал наш Президент.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно