С расширением функционала у Служб восстановления расширился и диапазон ремонтов и закупок. С заказчиками также переквалифицировались и подрядчики – от дорожных тендеров до восстановления электростанций, строительства водопроводов, защиты объектов критической инфраструктуры, фортификационных сооружений. Об этом пишет Мартына Богуславец, исполнительный директор Института законодательных идей, в материале – «Службы восстановления или старая сетка Автодора. Кому доверили восстановление».
Неизменными остаются ТОП фирмы-любимцы, только на упрощенных условиях. Так, в 2023 году 5-миллиардные подряды по прямым договорам и без конкурентных закупок получили:
- ООО "Автомагистраль-Юг" - 5,4 млрд грн от Службы восстановления в Запорожской области на инженерные и строительные работы по объекту № 14 и 5,32 млрд грн от Службы в Днепропетровской области на строительство магистрального водопровода р. Ингулец-Южное водохранилище ;
- ООО «ОНУР КОНСТРУКЦИОН ИНТЕРНЕШНЛ» – 5,36 млрд. грн. от Службы восстановления во Львовской области на инженерные и строительные работы;
- ООО «ГРУППА КОМПАНИЙ «АВТОСТРАДА» – 5,3 млрд грн от Службы восстановления в Днепропетровской области на строительство магистрального водопровода Хортица (ГИС2) – Томаковка – Марганец.
Таким образом, фирмы из шорт-листа дорожного строительства переместили в перечень главных подрядчиков восстановления в регионах.
Миллиардные договоры и самостоятельное определение исполнителей без тендеров – последствия п. 13 постановления КМУ №1178, которое дает распорядителям бюджетных средств широкие возможности проведения закупок. Введение мониторинга закупок Госаудитслужбой, как показывает практика, особого влияния на такие закупки не оказывает.
С другими материалами автора можно ознакомиться по ссылке.