На прошлой неделе солнечного дня у южного побережья Греции два старых танкера стояли рядом, пока один перекачивал нефть на другой. В то же время данные глобальных систем спутниковой слежки скажут, что этого никогда не происходило. Разница между реальным и "электронным" местонахождением, которое в этом случае было не сбоем, а преднамеренным обманом, является частью сложной системы, направленной на то, чтобы обеспечить поставки санкционного российского топлива, часто по ценам выше, чем хотелось бы западным государствам. Об этом пишет Bloomberg.
Практика предоставления фальшивых координат автоматической системе идентификации, известной как AIS, называется спуфингом. Такие методы мешают понять, откуда происходят грузы, и успокаивают нервных покупателей, которые пытаются скрыть связи с Россией после международных мер, направленных на наказание ее за вторжение в Украину.
Turba был одним из танкеров, участвовавших в тайных маневрах 19 сентября неподалеку от греческого прибрежного городка, согласно наблюдениям Bloomberg и спутниковым данным. Построенный 26 лет назад – то есть, при обычных обстоятельствах, он должен быть отправлен на металлолом, этот танкер стал мощным символом усилий России, направленных на поддержку своей нефтяной торговли.
Еще в мае Turba вызвал гнев регуляторных органов из-за своего возраста, плохой истории проверок, размытых данных о владельцах и того, что он плавал под флагом Камеруна — страны, внесенной в черный список международной организации, способствующей безопасному судоходству.
После санкций "Большой семерки" Россия накопила огромный теневой флот танкеров – часто старых судов, таких как Turba. Ограничения запретили странам ЕС покупать российскую нефть, а компаниям блока, особенно страховщикам, помогать в транспортировке. Но как только эти суда оказываются в международных водах – как, например, у берегов Греции, возможности контролировать их деятельность уменьшаются.
Оценки разнятся, но считается, что по меньшей мере половина российской нефти транспортируется с помощью теневого флота танкеров, таких как Turba.
Спуфинг – хорошо известная практика для нефтяных танкеров, когда есть желание скрыть их деятельность. Хотя это не одобряется регуляторами и суда не допускаются в европейские порты, если они этим занимаются, такая практика вполне законна в международных водах, и компании предлагают эту услугу открыто в Интернете.
G7 разрешила исключения на транспортировку российской нефти и топлива, торгующихся на уровне установленных предельных цен. Однако стремительный рост цен подтолкнул большую часть нефти в стране выше этих порогов, а это означает, что компании, оказывающие сейчас эти услуги, вызовут вопрос о нарушении санкций.
Для спуфинга кто-то и где-то должен иметь оборудование, которое отправляет фальшивые сигналы о местонахождении, в то время как настоящий транспондер судна выключен его экипажем.
На прошлой неделе фальшивые сигналы Turba были перехвачены и отслежены многими известными системами, включая одну из них, размещенную на сайте Bloomberg. Казалось бы, Turba находился в нескольких милях от Simba, еще одного относительно старого танкера, покрытого ржавчиной, но на самом деле они были рядом в Лаконском заливе.
"Такая непрозрачная передача так близко к европейским берегам означает, что финансовая транзакция за груз превышает предельную цену", - сказал отслеживавший эту же поставку сооснователь TankerTrackers.com Inc. Самир Мадани.
Попытки связаться с владельцами Turba и Simba были неудачными. Три международные базы данных судоходства не предлагают никаких способов связаться с владельцами или операторами, а четыре брокера, с которыми связалось агентство Bloomberg, также не предоставили никаких подробностей.
Лаконский залив стал важным судоходным узлом для Москвы после введения санкций. Другие места включают Сеуту, испанский эксклав на побережье Марокко, а иногда даже локации глубоко в Атлантическом океане.
Согласно этой практике танкеры перегружали грузы российского происхождения с одного судна на другое. Точные причины каждой отдельной перегрузки никогда не были ясны, но такие перемещения придавали определенную разобщенность и запутанность для тех, кто в конечном итоге покупал эти грузы. В последнее время, по всей видимости, перегрузки пошли на убыль - особенно вблизи Сеуты, после того, как Россия сократила экспорт нефти и топлива, чтобы повысить цены на них.
Но наблюдения Bloomberg показывают, что Лаконский залив остается важным. На прошлой неделе произошло три перегрузки с судна на судно – все они, очевидно, касались рафинированного топлива, а не сырой нефти – и около десятка танкеров ждали их.
Согласно спутниковым снимкам, собранным и проверенным TankerTrackers.com, Simba забрал топливо российского происхождения из другого судна у берегов Румынии в начале этого месяца. Затем он прошел через Босфор для встречи с Turba. Другая аналитическая компания Kpler сообщила, что груз являлся нефтепродуктами.
Хотя компаниям Греции не разрешено предоставлять услуги, помогающие России транспортировать нефть, у местных властей нет полномочий контролировать деятельность, которая происходит в Лаконском заливе, поскольку передача груза происходит в международных водах, которые начинаются всего в шести милях (около 9 км) от побережья.
Греция не публикует информацию о движении танкеров в этом районе, и неясно, осуществляет ли она мониторинг этой деятельности.
В дополнение к опасениям по уклонению от санкций, транспортировка нефти и топлива в открытом море составляет риск для морской среды, а также для местного туризма и рыболовства из-за того, что в нем принимают участие старые суда.
Перегрузка нефти между Turba и Simba произошла примерно в четырех милях (не более 6 км) от территориальных вод Греции и примерно в 17 милях (около 27 км) от Гитео, популярного приморского курорта.
В апреле Международная морская организация выделила танкер Turba в качестве примера риска загрязнения, которое может быть вызвано теневым флотом. Агентство ООН также раскритиковало практику перегрузки нефти с судна на судно и отключение танкерами транспондеров для сокрытия своей деятельности.
Ранее сообщалось, что Россия все еще полагается на европейское судоходство для транспортировки своей нефти, даже несмотря на то, что ее поставки превышают предельные цены, установленные G7.
Поставки российской сырой нефти этой весной выросли на 50%, несмотря на то, что страны G7 ввели санкции. Аналитики предупреждают, что российские доходы от продажи нефти, вероятно, будут расти из-за постоянного повышения цен и уменьшения скидки на собственную нефть.
Мы часто слышим о санкциях. Но как узнать, действительно ли они действуют? Какие из них наиболее эффективны против агрессора? И когда ждать заметного результата их действия? Об этом – в статье Олега Гетмана «Санкции против агрессора: эффективность и ощутимый результат уже в конце года».