По оценкам экспертов Всемирного экономического форума, проблемы, с которыми сталкиваются украинские экспортеры, - это отсутствие доступа к торговому финансированию, недостаточный уровень технологий производства и навыков персонала, трудности в определении потенциальных рынков и покупателей, несоответствие продукции международным техническим требованиям и стандартам, а также проблемы доступа к импортным ресурсам, необходимым для производства. Прежде всего, экспортерам следует повысить эффективность собственного бизнеса.
Желание стремительной окупаемости, "быстрых денег", является второй причиной того, почему мы не завоевываем внешние рынки, а топчемся на месте. Также существует огромный потенциал сокращения расходов и потерь на всех этапах цепочки поставок. Например, в украинском зерновом секторе логистические расходы на тонну зерна в полтора раза выше, чем во Франции, Германии и США. Аграрии из года в год оправдываются, что работают на грани рентабельности, но выходит, что лишь за счет оптимизации расходов на перевозки они могут ее повысить. Для проведения экспортной операции в Украине требуется 11 документов, общий процесс продлится в среднем 127 часов и будет стоить 667 долл. Причем больше всего времени тратится именно на подготовку документов. На стоимость процедур оформления также приходится почти половина стоимости экспортной операции. А внутренние перевозки являются самым дорогим этапом экспорта.
По мнению украинских экспортеров, наименее проблемными процедурами в Украине является получение сертификата происхождения и прохождения экологического контроля, а наиболее проблемными остаются возмещение НДС и валютный контроль (опрос ИЭИ, проведенный в рамках проекта "Торговая политика и практика в Украине", 2015 г.).
Основными причинами нежелания экспортировать товары в ЕС остаются неблагоприятная экономическая ситуация в Украине, отсутствие партнеров за рубежом, обременительность внутренних экспортных процедур и отсутствие финансирования. В то же время названные проблемы по-разному воспринимаются предприятиями в зависимости от их размера. Так, отсутствие партнеров за рубежом является самой большой проблемой для малых и средних компаний. Их же сдерживает нехватка финансирования. Недостаток информации также острее чувствуют небольшие предприятия, тогда как крупные практически не упоминают об этой проблеме. И если правительство всерьез нацелено на "экспортный прорыв", то сосредоточиться нужно именно на устранении барьеров для средних и небольших компаний. По оценкам ИЭИ, доля малого и среднего бизнеса составляет 14,5% от общего объема поставок из Украины. Это вдвое меньше, чем в среднем в странах ЕС и соответствует условному предпоследнем месту в Европе. При этом малые предприятия тратят вдвое больше времени на оформление товара, а стоимость оформления внешнеторговых операций у них выше из-за небольших размеров партий.
"Для того, чтобы принципиально изменить ситуацию, достаточно лишь навести порядок в системе госрегулирования экспортных процедур, убрать бюрократические барьеры, создать действительно равные для всех условия. Стратегически важно также развитие инфраструктуры именно с учетом потребностей международной торговли. И не только развитие терминалов и сети дорог, но и транспортных услуг - дистрибуции, логистики, страхования. А также политических, юридических и финансовых условий предоставления этих услуг. В погоне за экспортной выручкой государство не замечает мелкого производителя и, увы, глухо к его просьбам. Мощное лобби агросектора продвигает решения, выгодные крупным компаниям, а мелкие пока вынуждены самостоятельно сражаться с ветряными мельницами украинской бюрократии, торговых квот и ограничений", - приходит к выводу автор статьи.