Всеукраинская экологическая лига выразила глубокую обеспокоенность проектом концессии морского порта Черноморск, который правительство представляет как один из крупнейших инвестиционных проектов времен войны. Об этом они ранее заявили в своем обращении.
Экологи отмечают: несмотря на громкие заявления о развитии инфраструктуры и привлечении инвесторов, в проекте полностью отсутствуют надлежащие экологические обоснования.
"Там, где должны были бы прозрачно провести стратегическую экологическую оценку (СЭО) и оценку воздействия на окружающую среду (ОВД), — тишина. Там, где общество должно было бы услышать о рисках для моря, морской экосистемы, живой природы и людей, — закрытые двери и отсутствие ответа", — говорится в заявлении ВЭЛ.
ОВД (оценка воздействия на окружающую среду) и СЭО (стратегическая экологическая оценка), которые должны быть обязательной частью подготовки концессионного проекта, не были проведены или их результаты скрыты. Отсутствие открытых отчетов и публичных слушаний лишило общество возможности высказать замечания. Это является нарушением украинских законов — "Об оценке воздействия на окружающую среду" и "О стратегической экологической оценке", а также международных обязательств Украины, в частности Орхусской конвенции и Конвенции Эспо.
"Нет открытых отчетов, нет публичных слушаний, нет возможности для общества высказать замечания. Это нарушение украинского законодательства, международных конвенций, которые Украина подписала", — подчеркивают во Всеукраинской экологической лиге.
Всего год назад в акватории Черноморска затонул танкер с мазутом, а в 2023 году Госэкоинспекция зафиксировала в Сухом лимане превышение содержания нефтепродуктов в воде до 70 раз. Эксперты предостерегают: отсутствие экологического контроля может вызвать ряд катастрофических последствий для Черного моря.
"Вместо прозрачного Черного моря мы рискуем получить болотистую лужу без рыбы", — предупреждают в ВЭЛ.
Нарушение природного баланса будет иметь прямое влияние на жизнь местных жителей. Пострадают рыбаки, туристический бизнес, а также предприятия, использующие морскую воду для технических нужд. Загрязнение повысит расходы на очистку воды, увеличит страховые выплаты, ускорит износ портового оборудования.
Экологическая деградация приведет к снижению привлекательности побережья для инвесторов и туристов, а это — потери рабочих мест, доходов и качества жизни. Кроме того, ранее проект концессии критиковали из-за недопущения украинского бизнеса.
Всеукраинская экологическая лига призывает правительство соблюдать требования экологического законодательства и обеспечить проведение всех необходимых процедур СЭО и ОВД перед принятием концессионных решений.
Напомним, Министр экономики, окружающей среды и сельского хозяйства Украины Алексей Соболев недавно сообщил, что сейчас рост валового внутреннего продукта в Украине составляет 2%.
