Экологическая пятилетка: украинский сценарий

24 июня, 2011, 14:10 Распечатать Выпуск №23, 24 июня-1 июля

В конце мая Кабмин утвердил Национальный план действий по охране окружающей природной среды Украины (НПД) на 2011—2015 годы.

© Андрей Товстыженко, ZN.UA

В конце мая Кабмин утвердил Национальный план действий по охране окружающей природной среды Украины (НПД) на 2011—2015 годы. И хотя к реализуемости наших долгосрочных планов в обществе сложилось устойчивое скептическое отношение, в Министерстве экологии и природных ресурсов уверены, что работать по-другому уже просто нельзя…

Министр экологии Николай Злочевский отметил: «Мы сейчас постоянно сталкиваемся с множеством вопросов, где необходимы долгосрочные целевые ориентиры. В решении таких сложных проблем, как охрана окружающей среды или геология, нельзя работать без видения перспективы на 10 — 15 лет. Нужны долгосрочные программы, причем не бумажные, которыми, похоже, уже все столы забиты, а реальные. С разбивкой на этапы и обязательно с выходом на конкретный результат.

И принятый сейчас план по экологии как раз и определяет сроки, ответственность, источники и, пожалуй, главное — четкие объемы финансирования. Тем более что разработка нацплана необходима и согласно Закону «Об основных принципах государственной экологической политики Украины на период до 2020 года».

Документ в итоге получился объемным и до утверждения прошел сложный путь обсуждений на всех уровнях. В министерстве гордятся, что НПД стал первым документом государственного уровня, который создан и утвержден согласно всем европейским стандартам.

Неправительственные экологи оценивают предложенный план менее радужно, но признают, что многие их предложения были учтены и что он стал намного лучше. В ходе его открытого обсуждения было внесено около 1500 правок.

Впрочем, и в Минэкологии, и в неправительственных организациях признают, что даже при ритмичном финансировании он не решит всех накопившихся за десятилетия проблем. Очень многое пришлось отодвинуть «на потом», на период до 2020-го. Какие-то проблемы придется решать еще позже.

Ключевой вопрос все тот же — обеспеченность деньгами. В министерстве считают, что план максимально отвечает возможностям страны и в целом опирается на опыт предыдущих лет. Маниловщины постарались избежать…

Финансирование будет поступать из трех источников — госбюджета, Госфонда охраны окружающей природной среды и плюс бюджетная поддержка Еврокомиссии (35 млн. евро).

На общем фоне доля «евроденег» небольшая — около 9%. Но экологи очень надеются, что это позволит, во-первых, обеспечить прозрачность выполнения программы, а во-вторых, улучшит ритмичность финансирования и остальной части… Срыв знаковой программы, финансируемой ЕС, вряд ли кому-то нужен.

Николай Злочевский вполне откровенно заявил, что «Еврокомиссия будет отслеживать, как расходуются деньги не только по «своим» статьям, но и по всей программе на протяжении ближайших пяти лет. Это, конечно же, налагает ответственность, но зато поможет нам обеспечить не только прозрачность расходов, но и своевременность финансирования».

Интересно, что в плане заложена система индикаторов, при невыполнении которых дальнейшее еврофинансирование осуществляться не будет.

Первый транш от ЕС на экологические программы в объеме 15 млн. евро может поступить уже в ближайшее время, ведь после утверждения плана остается согласовать только ряд деталей.

«Евроденьги» будут использоваться с целью сближения экологического законодательства Украины с законодательными нормами ЕС, а также для развития структур управления экологическим проектами, как государственных, так и неправительственных. Кроме того, будут финансироваться проекты в таких подсекторах, как охрана атмосферы и воды, переработка отходов и восстановление природного биоразнообразия (имеются в виду заповедники).

Всего в ближайшие три года правительство Украины должно выполнить девять ключевых показателей, обеспечив максимальную прозрачность процесса. Предполагается, в частности, что на эти деньги начнут создавать систему автоматического мониторинга наиболее крупных региональных загрязнителей атмосферы. Их отберут областные администрации. Министр экологии сказал: «Мы сможем в режиме реального времени получать статистику вредных выбросов, аналогичная информация будет поступать и менеджменту заводов, что позволит избежать многих недоразумений и сделает более корректными их отношения с Госэкоинспекцией».

Вообще чистый воздух должен быть выгодным. К тому, что в Евросоюзе при превышении уровня загрязнений платят гигантские штрафы, уже все привыкли. По словам Николая Злочевского, там работает несложный, но эффективный принцип «загрязнитель окружающей среды и пользователь природных ресурсов платит полную цену». «Нам до этого пока далеко, но даже у соседей по СНГ экологическое законодательство гораздо жестче нашего», — подчеркнул он.

Эксперты Минэкологии уже сравнивали Украину с ближайшими соседями. Сравнения получились далеко не в нашу пользу: в России через два года предприятия за превышение лимита сбросов загрязнений будут платить 50-кратную ставку экологического налога, в Беларуси — 15-кратную. У нас пока с большим скрипом «пробивают» десятикратное увеличение ставки экологического налога. Причем доходит до крайне оригинальных обвинений (назвать их смешными язык не поворачивается) в… «экологическом терроре».

То есть владельцы ряда предприятий свято уверены в том, что право бесконтрольно загрязнять атмосферу и воду — это просто такой стиль ведения бизнеса. Ну а жители городов при таком подходе должны привыкнуть дышать грязным воздухом и безошибочно определять, с какого предприятия дует ветер.

Более того, часто не удается взыскать даже штрафы, начисленные согласно ныне действующему законодательству. Дела увязают в судах. Так, по итогам прошлого года удалось собрать всего около 3—5% штрафных санкций…

Установка систем автоматического мониторинга позволит кардинально изменить ситуацию, поскольку оперативная информация будет предоставляться в режиме реального времени как самим владельцам предприятий, так и сотрудникам министерства вместе с обладминистрациями. При этом к самим установкам мониторинга доступ будут иметь только сотрудники министерства, так что «подкрутить» данные не выйдет.

Позаботятся и о других «подкрутках». Министр экологии уже пообещал, что попросит и КРУ, и правоохранителей внимательно следить за всем, что касается расходования средств по НПД: «Мы заинтересованы в максимальной прозрачности процесса. Лишних денег в программе нет, и возникновение «боковых финансовых потоков» нам не нужно». Это касается и финансирования плана из общего фонда госбюджета и Госфонда охраны окружающей природной среды Украины.

Одним из самых амбициозных проектов является вывоз и утилизация до конца следующего года всех просроченных пестицидов и ядохимикатов. Сейчас, по данным Минэкологии, в стране насчитывается более трех тысяч мест их складирования. Многие остались еще со времен УССР. Причем в большинстве случаев это банальные навесы, а то и вообще открытые и не защищенные от воздействия атмосферных осадков площадки. Уровень загрязнения пестицидами и ядохимикатами грунтовых вод и атмосферы часто на порядки превышает нормативный.

К началу этого года ситуацию с их хранением удалось нормализовать только в четырех областях. Однако в текущем году должен произойти перелом. Намечено очистить от этих веществ еще не менее 12 областей, а в 2012 году полностью завершить программу утилизации. Отходы соберут и вывезут для уничтожения за пределы Украины. В частности, заключен контракт с израильской компанией «С.И.Груп Консорт», согласно которому она обеспечит сбор и уничтожение за пределами страны более 7,5 тыс. тонн непригодных пестицидов. Областные администрации должны, в свою очередь, провести локальные тендеры на вывоз еще 3,5 тыс. тонн отходов.

По словам Злочевского, «при сохранении бюджетного финансирования программы очистки на нынешнем уровне уже в следующем году в стране не останется ни одного заброшенного склада с опасными отходами. Сейчас работы ведутся даже с опережением графика».

Кроме того, чтобы подобные проблемы не возникали вновь, планируется построить завод по переработке непригодных пестицидов и других ядохимикатов, о чем идут переговоры с инвесторами. Кроме того, рассматривается проект строительства специальных печей для уничтожения медицинских отходов. Также приступят к реализации проекта завода по утилизации автомобильных шин, которыми просто завалена вся Украина. Уже согласован проект и выбрана площадка для строительства.

Помимо проблемы высокотоксичных отходов, придется заняться и решением проблемы бытовых отходов, буквально заполонивших наши города. В период действия плана будет обеспечено захоронение не менее 70% бытовых отходов областных центров и городов с населением свыше 250 тыс. человек. Конечно, этого недостаточно, но ресурсов откровенно не хватает, и тут многое будет зависеть от инициативы местных властей. Те же грузовики с «левыми» отходами, выгружающие их в лесопосадках и пригородных лесах, должны заботить не только Министерство экологии.

Пожалуй, впервые за годы независимости возьмутся за решение проблемы загрязнения атмосферы. Согласно плану, к 2015 году предполагается снизить суммарные выбросы двуокиси углерода в окружающую среду теплоэнергетикой на 10%. В ближайшее время с участием областных госадминистраций будет проведен конкурсный отбор не менее пяти инвестиционных проектов для теплоэнергетики (каждый мощностью не менее 500 МВт), направленных на уменьшение загрязнения атмосферного воздуха. В основном это касается теплоэлектроцентралей. Фильтры для таких станций недешевы и стоят до 3 млн. долл. Реализация первых пяти проектов позволит накопить опыт для осуществления более масштабных проектов.

В сфере защиты водных ресурсов тоже будут двигаться поэтапно. В первую очередь, планируется переход к так называемому бассейновому принципу управления. То есть при планировании мероприятий будет учитываться не только ситуация на конкретной реке или водоеме, но и ее влияние на экосистему бассейна Днепра или Дуная.

Для начала предполагается проведение пяти конкурсов среди водоканалов небольших городов. Их победителям будут предоставляться ресурсы в виде льготного финансирования закупки установок для удаления соединений азота и фосфора из сточных вод и обезвоживания и утилизации активного ила. Затем к программе подключатся не менее пяти областных центров.

Но самый ключевой пункт рассматриваемого плана — о совершенствовании региональной экологической политики. Собственно, от позиции местных властей и общественности во многом зависит успех принятой программы.

Сейчас в министерство ежедневно поступает огромное количество информации о выбросах промышленных предприятий, о загрязнении рек, о состоянии тех же свалок бытовых отходов. Николай Злочевский подчеркнул: «Это лучший мониторинг, и львиную долю информации для оценки экологической ситуации в регионах предоставляют общественные организации. Их представители звонят по телефону или обращаются письменно. Работать под таким прессом непросто, но ничего плохого в этом не вижу. Мы боремся за одно дело — более чистую страну. И сделать ее такой без помощи людей невозможно».

Собственно, и в рамках НПД предусмотрена серия ключевых мер по повышению уровня общественного экологического сознания и достижению безопасного для здоровья человека состояния окружающей природной среды.

Как иронично отметил министр, «в ближайшую пятилетку министерству точно будет нескучно, но мы, кажется, впервые будем знать, что и когда делать».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно