Стратегические направления реформирования НАКа включают четыре основных аспекта: создание эффективного рынка природного газа по европейскому образцу; безопасность поставок: диверсификация, интеграция с ЕС, отношения с РФ; операционная эффективность: прозрачность, борьба с коррупцией, упорядочивание финансов; газовая независимость Украины. По мнению топ-менеджеров "Нафтогаза", достичь успеха в реализации выше указанных направлений невозможно без двух основополагающих компонентов - либерализации цен на газ и перехода на адресные субсидии и реформы корпоративного управления.
На вопрос корреспондента ZN.UA о предлагаемых командой НАК изменениях корпоративного управления, в госкомпаниях или с частью госкомпаний, прежде всего в самом "Нафтогазе", чему в аудированном консолидированном отчете НАКа посвящает особый раздел (это касается и других госпредприятий), и категорического неприятии этой стратегии и тактики Минэнергоугольпромом, так как она ставит министерство и в принципе Кабмин вне операционных деятельности госкомпаний и о том, насколько они сопротивляются этому, председатель правления НАК "Нафтогаз Украины" Андрей Коболев ответил:
- Первое. Предлагает такие изменения (в корпоративном управлении - ред.) не команда "Нафтогаза". Первыми вбросили этот шар те, кто формировал Коалиционное соглашение. Мы тоже сказали тогда, что принципы корпоративного управления OECP - это было бы неплохо... Но настойчивые люди из ЕБРР и других инвестиционных структур тоже взяли Коалиционное соглашение, изучили его и сказали, что мы вам наймем консультантов, которые это сделают (разработают систему корпоративного управления для начала для НАК - ред.). Эта процедура с участием ЕБРР заняла больше года, включая два месяца тендерного отбора консультанта. Но консультанты сделали свою работу и выдали некий результат. Но у ЕБРР есть любимая метода - выставлять предварительные условия к выдаче кредита. Здесь получилось все еще жестче, так как после определенных литераций в Украине, они (ЕБРР) это (условие реформировать корпоративное управление "Нафтогазом" - ред.) делаю не просто условием выдачи кредита ЕБРР, а условием подписания соглашения о новом кредите. То есть нам было четко сказано, что без выполнения условия реформирования корпоративного управления НАКа ни о каких кредитах не может быть и речи.
Зная, как работает эта система, предполагаю, что и кредит Всемирного банка автоматически незатейливым образом тоже будет поставлен под это условие.
- А по сути?
- Теперь по сути реформы корпоративного управления. Для Украины она действительно во многом будет необычной и вызовет, скажу так, сложное восприятие во многих провластных кабинетах. По большому счету она говорит о том, что компания должна быть компанией. Между правительством (даже если оно основной и единственный акционер - ред.), министерствами и компанией должен быть совет директоров с высокой степенью независимости этот совет директоров должен заниматься операционным управлением компанией. Министерство, например, должно заниматься регулированием отрасли. Это разные функции. Регулировать энергонефтегазовую отрасль - это одно, а назначать директора, скажем, в "Укртранснафту" - это другое. Вот эти функции должны быть разделены... Глобально такая стратегия есть, и мы согласны с консультантами ЕБРР, что данный процесс является цивилизованным и неизбежным. Этот процесс придется пройти рано или поздно.
Директор по развитию бизнеса Юрий Витренко уточнил, что решение о том, кто войдет в совет директоров госкомпании, будет принимать независимый комитет из весьма авторитетных людей, "который, как я понимаю, вызывает доверие у общества".
Напомним, 29 сентября 2015 году НАК "Нафтогаз Украины" наконец-то разместила на своем сайте первый в современной истории компании годовой отчет о своей деятельности за 2014 году в формате, близком к международным форматам аналогичных нефтегазодобывающих и реализующих углеводороды компаний.
Больше читайте в статье Людмилы Симоновой "Нафтогаз" публично отчитался о работе за 2014 год" на сайте "Зеркала недели. Украина".