Областные государственные администрации, вопреки постановлению правительства о возврате большинства торгов в Prozorro, в большинстве своем продолжают проводить дорожные закупки по «упрощенной процедуре». Обжаловать дискриминационное решение заказчика при такой процедуре участники торгов не могут – не хватает времени.
«Наші гроші» проанализировали, как схемы «Большого строительства» возвращаются в Украину в разгар войны с Россией.
Показателен пример Житомирской ОГА, которая решила отремонтировать мост через реку Ирша в Малине. Аварийным мост является уже давно, в 2021 году его должны были отремонтировать в рамках «Большого строительства» за 65 млн гривень.
Нападение РФ разрушило все планы, и к ремонту вернулись, когда линия фронта стабилизировалась и отодвинулась как можно дальше. В августе Житомирская ОГА объявила упрощенную закупку на 105 млн гривень. По сравнению с довоенной, смета выросла на 60%.
«Конечно, довоенная смета уже неактуальна из-за подорожания всего. Да, возможно, за полгода мост разрушился еще больше и объемы работ соответственно увеличились. Но, как сейчас мы увидим, в смете все-таки было много маржи, которую можно было бы сэкономить для бюджета», - говорится в материале.
Местная компания ЧП «Автомагистраль», которая годами занимается ремонтом дорог в Киевской и Житомирской областях, предложила заказчику отремонтировать мост за 100 миллионов, и скидку 5% от ожидаемой стоимости. Но заказчик под предлогом «недочетов» в тендерном предложении отклонил его.
«Это хорошо известные участникам дорожного рынка придирки, которые обычно можно было обжаловать в Антимонопольном комитете. Но не сейчас. Упрощенная закупка предполагает полную дискрецию заказчика», - отмечается в материале.
Еще на старте закупки одна из фирм попросила заказчика обнародовать в Prozorro инвесторскую смету в удобном формате, чтобы строители могли ее заполнить в компьютере для быстрого формирования предложения. Но получили отказ, потому что «законом не установлены требования к формату документов, которые заказчик публикует в электронной системе закупок».
«То есть закон не заставляет чиновников действовать для облегчения жизни участникам, которые способны прийти на торги и обвалить цену, тем самым снизив маржу. А бизнесу закон не разрешает жаловаться на такое решение чиновников. Удобно», - подчеркивают журналисты.
Выгоду от сложившейся ситуации получил фаворит «Большого строительства» – фирма «ПБС» депутата Ивано-Франковской облрады, экс-директора курорта «Буковель» Александра Шевченко.
Фирма предложила выполнить работы всего на 0,2% дешевле ожидаемой стоимости с чисто символической скидкой 230 тысяч гривень. А при победе «Автомагистрали» экономия государственного бюджета составила бы 5 млн гривень.
Тем временем правительственное постановление о возврате открытых закупок остается достаточно обтекаемым для того, чтобы не заставлять дорожников уменьшать маржу на конкурентных торгах.
Что важнее – скорость прямых закупок или прозрачность с тендерами и обоснованиями в системе Prozorro? И что произошло на самом деле после возвращения в процесс Prozorro? Позицию Ассоциации городов Украины в интервью ZN.UA озвучил мэр Днепра Борис Филатов. Позицию ГП «Прозорро» в рамках продолжения дискуссии представляет его директор Василий Задворный.