Бюджет ищет денежку Не там, братка, ищешь!

8 апреля, 2005, 00:00 Распечатать

Отрабатывая по старым векселям, власть предложила страшно социальный бюджет. Думаю, что слово «страшно» при этом важнее, чем слово «социальный»...

Отрабатывая по старым векселям, власть предложила страшно социальный бюджет. Думаю, что слово «страшно» при этом важнее, чем слово «социальный». «Начался» бюджет, естественно, не с того, что может государство получить, а с того, куда полученное в конце концов денется. И уже под не виданные доселе приятные социальности искали возможные доходы, которые бы данные социальные приятности обеспечили.

При этом в процессе поиска даже не заметили, как немножко угрохали (среди прочих) и ЧПЕНов — частных предпринимателей на едином налоге.

Их право платить НДС стало обязанностью (при превышении 12-месячного оборота 300 тыс. грн.);

им резко расширили перечень недозволенных видов деятельности;

их вынуждают не заключать договор с юрлицами-заказчиками более чем на месяц.

Как будто бюджет что-то выиграет от:

оформления бизнеса на жену и тещу с тестем (чтобы никакие обороты так и не превысили положенной планки);

условного переназвания деятельности (чтобы не попасть под запрещенные виды)

или раздробления одного годового договора с предприятием-услугополучателем на 12 меньшемесячных (с чуть-чуть разными существенными условиями)!

Но попутно (вдруг кто — благодаря описанным ухищрениям — таки уцелеет) вышло разъяснение от ГНАУ, лишившее ЧПЕНов, причем задним числом, так называемого налогового кредита, то есть права уменьшать НДС, подлежащий уплате в бюджет, на тот, что уже был уплачен поставщикам, как это делают предприятия. В результате у ЧПЕНов (а заодно, выходит, и у всех остальных неплательщиков налога на прибыль, ибо именно неуплата этого налога явилась основанием для такой меры) НДС фактически превратился из налога на добавленную (!) стоимость в налог со всего оборота по ставке 20%!

Интересно получилось: сначала единоналожников — вопреки, кстати, президентскому указу о них — подтолкнули к работе на юрлиц разрешением быть плательщиками НДС и выдавать налоговые накладные (это, кстати, продолжается и сейчас, причем разрешение, как было уже сказано, перерастает в обязанность, чем к юрзаказчикам подталкивают еще больше!), а потом извещают, что сие был за НДС и параллельно — борются с работой этих самых ЧПЕНов на предприятия же… временным дроблением их договоров!

Или, может, кто-то из разработчиков обновленного законодательства всерьез собирается разъяснить, что если ЧПЕН завел кафешку (или ксерокс) в том же помещении, где расположилась некая фирма, и эта фирма регулярно ему платит за питание сотрудников (или за ксерокопирование), то ЧПЕН этот — никакой не самозанятый, а наемный работник этой фирмы — с соответствующим обложением?

Так давайте, не стесняйтесь, чего там!

Расскажите (кстати уж) и о том, почему в запрещенные для ЧПЕНов виды попали не, к примеру, реклама или маркетинг, а юридические консультации. Или кишка тонка прямо заявить, что, по-вашему, обналичивают (притворяясь ЧПЕНами) именно юристы?

Впрочем, что ЧПЕНы — так, мелочь… Хуже то, что «в процессе бюджетного процесса» перелопатили абсолютно все налоговые законы, не оставив там живого места и не обратив ни малейшего внимания на законодательный же запрет что-то менять в налогах позже, чем за шесть месяцев до того, как эти изменения вступят в силу.

Но если нельзя, но очень хочется, то, видимо, можно.

Отметим сразу: пользоваться новым Законом «О внесении изменений…» (от 25 марта 2005 года №2505-IV) невероятно тяжело: структура этого документа поистине иезуитская.

Одних только ПЕРВЫХ (то частей, то разделов, то статей, то пунктов, то подпунктов) я насчитал — не говоря о всевозможных 1.1 и пр. — почти 50 (и, честно говоря, сбился). А ведь есть еще подпункты «а», которые использовали те, кто писал соответствующие разделы и не нумеровал их фрагменты цифрами, а обозначал буквами. Чтобы понять, что куда входит и к чему относится, где рассыпано то, чем изменяется один закон, а где — чем другой, нужно, кажется, закончить некий спецвуз.

С учетом же того, что, добавляя куда-то новые абзацы, законодатель пользовался после этого то новой, то старой нумерацией, можно еще при желании поспорить относительно действующего текста, каковой можно читать и так (как написано), и эдак (как, наверное, имели в виду).

О стилистике и нераздельночленности того, что наваяли, не стоит и говорить.

Но самое обидное — как только все это освоят, оно станет ненужным: говорят, что готовятся очередные (не менее глобальные) изменения. Причем для «упрощенных» (единоналожников и прочих) они готовятся точно.

Хорошо бы это все принесло хоть какой-то эффект!

Не факт.

Напротив, рискну предположить «отрицательную пользу». Постоянно изменять и усложнять законодательство можно до определенных пределов. Сейчас, похоже, эти пределы нарушены. Закон «О внесении изменений…», поправ(ив)ший наряду с госбюджетом еще целую кучу законов, выполнить просто невозможно.

И отнюдь не из-за его фискальности: из-за фискальности его выполнять просто не хочется, но это уже дело другое. А вот то, из-за чего выполнить его невозможно при всём желании, — так это воистину трагическая сложность. «Тяжелая» структура закона — лишь маленький пример. Но есть еще огромное количество нюансов, кажущихся техническими и ожидающих своих разъяснений. Разъяснений, разумеется, официальных, а не в виде консультаций в полуофициальных изданиях, где, как любят писать, ответ подготовлен «при содействии…» — а дальше идет длинный перечень «содействовавших», ни один из которых ни за что не отвечает.

Ну и кто же настоящие (официальные) разъяснения будет давать? И главное — когда? А кто будет за них отвечать? И не получится ли, что «истина» выяснится очень задним числом, как с ЧПЕНским налоговым кредитом по НДС? С которым, кстати, по-прежнему ничего не ясно…

Между прочим, есть способы пополнения бюджета гораздо более эффективные и бескровные.

Вспомним: прежняя власть не только опустошила казну, но и выгребла ее на много налоговых периодов вперед, оставив — ради предвыборных покупок пенсионерских голосов — отрицательное налоговое наследие. Многомиллиардный долг по «позвоночным» налоговым «переплатам» (а кто звонил — можно лишь догадываться) спихнули, таким образом, на тех, против кого в процессе этой «демократической коррупции» как раз и использовал старый режим все, что было им вытянуто.

Если новое правительство всерьез намерено рассчитываться «по царским долгам» и в том числе ради этого предприняло налоговую революцию через Закон «О внесении изменений…», то глупости более губительной и более несправедливой невозможно себе представить.

Ведь совершенно очевидно, что, мягко говоря, значительная часть упомянутых «переплат» на самом деле представляла собой никакие не переплаты, а банальные политические пожертвования. Стало быть, попытка засчитать их себе в счет будущих налогов есть не что иное, как элементарное уклонение от налогообложения!

Чтобы урегулирование ситуации, с одной стороны, не привело к разбазариванию собираемых сегодня (такой ценой!) средств, а с другой — не вышло за пределы правового русла, целесообразным представляется следующий алгоритм.

Налоговые переплаты в рамках 20% (вариант — 30%) от положенных к уплате за соответствующие периоды сумм засчитываются в счет налогов будущих налоговых периодов на общих основаниях. Ограничение, согласитесь, более чем человечное.

Переплаты же, превысившие указанный уровень, могут быть до 1 мая (вариант — до 1 июня) добровольно передекларированы осуществившими их плательщиками — в качестве политических пожертвований. Тогда уклонившимся (через былую попытку зачета «переплат») от налогообложения должна полагаться амнистия, предоставить же такую амнистию должен законодатель соответствующим актом.

Ну а оставшиеся после этого «переплаты» — в качестве весьма странных — следовало бы оспорить в судебном порядке.

Если суд удовлетворит госистца и приравняет конкретную «переплату» к пожертвованию, то доказанное таким образом уклонение должно наказываться согласно действующему законодательству, включая уголовное.

Если же будет признана именно переплата, она будет погашаться выдачей облигаций внутреннего госзайма — на тех же основаниях, на которых подобные ОВГЗ выдавались в свое время в счет долгов по бюджетному возмещению НДС.

Ведь было бы крайне несправедливым и расточительным погашать добровольные (!) переплаты почему-то раньше, чем будут погашены долги тем предприятиям-экспортерам, которые кредитовать бюджет и не собирались!

Аргумент «нам позвонили — и мы испугались» должен, естественно, явиться причиной оперативно-розыскных действий на предмет предшествовавших уклонений, ибо «испугаться» настолько, чтобы «добровольно переплатить» 20% (30%), могли только те предприятия, которым было — в случае проверок — чего опасаться.

Тем более — когда переплаты составляли не 30, а 300%…

Если же деньги вытягивали грубыми беззакониями, почему обиженные не пожаловались? По крайней мере, уже в «наше» время — когда стало можно?

Избирательная, выходит, какая-то трусость: перечить старой власти боятся даже сейчас, а выставлять счета новой (мы уже, дескать, все отдали предшественникам) — уже почему-то не боятся! Может, дело все-таки немного в другом?

Полагаем, что позиция должна быть вот какой. Новое правительство просто не обязано брать на себя непосильное бремя ответственности за старые правила игры, по которым уклоняться и не платить налоги можно было сколько угодно, но зато по звонку следовало платить сколько скажут.

(Где сказано, что взятки бюджету подлежат возврату?)

И в случае принятия такого несложного алгоритма возможность социальных выплат, в том числе тем же пенсионерам, возрастет гораздо в большей степени, чем от большинства нюансов неудобоваримого бюджетного-подбюджетного закона. А заодно — поутихнут те из «новой оппозиции», кто, разворовав казну наперед, уполномочил себя следить за соблюдением взвинченных тогда же социальных гарантий. Ибо крики их создадут лишь давление на суды, разбирающиеся с «переплатами» многих из тех, кто финансировал и финансирует громкокричащих.

Сложно будет не согласиться с тем, что путь этот более перспективен, чем корежить налогами аполитичный бизнес. И более «адекватен», чем вдаваться в объяснения по поводу украденных источников былого счастья.

Увы, пока новое руководство пошло другим путем. Оно готово былые политпожертвования зачесть как налоги, а на возможность этого зачета, видимо, насобирать денег через штрафы с тех, кто просто не в состоянии освоить непостижимые и запредельные налоговые новации. А заодно — зачем-то осложнить занятость самозанятым…

P.S. Только чур — не обижаться! Новую власть мы любим, ценим, холим, лелеем и уважаем, в связи с чем считаем ее обучаемой, то есть подлежащей дальнейшему совершенствованию.

Худшие не прошли — это хорошо. Теперь ругаем лучших. Это нормально.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно