Большинство сетей автозаправочных станций скрывают доходы для уклонения от налогообложения. Об этом заявили в Консалтинговой группе «А-95» на основании анализа уплаты налога на прибыль крупнейшими 48 сетями заправочных станций в III квартале 2023 года, передает Enkorr.
В первую очередь эксперты обращают внимание на непропорциональность уплаты ПнП и реализации горючего. Так, 72,5% этого налога среди крупнейших игроков уплатила сеть ОККО (432 млн грн), хотя имеет 23,5% реализации горючего.
Следующая по уплате ПнП сеть WOG – 72 млн грн (доля по уплате ПНП 12%, в реализации – 18%).
Соответственно, остальные 46 сетей с суммарной долей в реализации 58,5% уплатили 15,5% (94 млн грн).
В ІІІ квартале 2023 года 34 из 48 сетей показали нулевую или минимальную прибыль до 1 млн грн. Среди них такие известные сети как Socar, Shell, UPG, U.GO (НАК "Нефтегаз"), Motto.
«Если рассчитать прибыль сетей на литре горючего из-за уплаченного налога, мы увидим, что операторы получали от нуля до 6 грн/л. На одном рынке, который закупает и продает горючее примерно по одинаковой цене, имеет одинаковые затраты на содержание и эксплуатацию станций, такого просто не может быть, это нонсенс!» – говорит директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.
Также через показатель уплаты налога на прибыль в А-95 рассчитали заработок каждой АЗС и оценили их срок окупаемости при таких условиях.
Согласно расчетам группы, один объект сети ОККО приносил 1,6 млн. грн. чистой прибыли в месяц, тогда как станция WOG – 316 тыс. грн., столичной KLO – 297 тыс. грн.
Каждая станция «БРСМ-Нефть» заработала 139 тыс. грн, Avantage 7 – 135 тыс. грн, что меньше показателя региональной сети Chipo (167 тыс. грн прибыли) и небольшой полтавской сети «Автотранс» (177 тыс. грн).
Один из самых низких показателей — 4 тыс. грн чистой прибыли в месяц на одну станцию — в сети UPG.
Такие показатели, по мнению директора «А-95» Сергея Куюна, не коррелируются с развитием сетей, в частности, со строительством новых и реконструкцией имеющихся АЗК, чем сейчас занимаются почти все операторы рынка.
«Если взять минимальную стоимость новой станции на уровне $1 млн, то WOG и KLO будут ждать возврата средств в среднем 10 лет. «БРСМ» из Avantage – 22 года. Хотя АЗС без аналогичных вложений в реконструкцию столько не живут», – отмечает эксперт. По его расчетам, согласно декларируемым доходам срок окупаемости нового комплекса UPG может превышать 1 500 лет, ведь стоимость их строительства составляет более $2 млн.
Наиболее реалистичный срок в этой области, на его взгляд, имеет сеть ОККО – 3 года, а если учесть, что каждая станция стоит $1,5-2 млн, то срок окупаемости составляет 4,5-6 лет.
«В отличие от подавляющего большинства отраслей топливный ритейл прибыльный, мы это видим, учитывая активную реконструкцию и строительство новых объектов, повышенный интерес к поглощению и аренде существующих сетей. К сожалению, должной отдачи от этого успеха не видит государственный бюджет, который остро нуждается в деньгах в условиях войны», – заявил Сергей Куюн.
Эксперты А-95 призывают Государственную налоговую службу обратить повышенное внимание на декларирование и уплату налога на прибыль сетями автозаправочных станций. По оценкам специалистов, потенциал увеличения бюджетных поступлений от розничного рынка составляет, по меньшей мере, 9 млрд грн в год.