Более 99% налоговых поступлений в бюджет обеспечиваются за счет добровольной уплаты налогов. Доля же поступлений от доначисленных денежных обязательств после 2017 года и по сей день никогда не достигала 1% в общей сумме налоговых поступлений. Зато много суеты и расходов на длительные судебные разбирательства, отмечает Виктор Конев в статье «Налоговая политика – все, результат – ничто».
Согласно сведениям, предоставленным Совету бизнес-омбудсмена самой ГНС, в среднем на протяжении 2017-2021 годов в 74% случаев налоговые проверки завершались составлением актов, а в 2022-2023 годах этот показатель вырос до 85%.
Проверяющие от ДПС, если уж пришли, то что-нибудь найдут обязательно.
В Совете бизнес-омбудсмена отмечают: «В течение последних семи лет общая тенденция результатов фактических и плановых проверок постоянна: более 90% этих проверок завершаются составлением акта. Для внеплановых проверок тенденция существенно иная: если в 2017 году более половины завершались составлением справок, то с 2018 года пропорция начала меняться в сторону постепенного увеличения актов, достигнув в 2023 максимальной отметки — 75%».
Однако акты о доначислении обжалуются проверяемыми, причем достаточно успешно. За последние семь лет, не считая 2020 и 2022 годов, когда действовал мораторий на проведение проверок, годовая сумма доначислений выросла с 34 млрд грн 2017 года до 90 млрд грн 2021-го и до 75 млрд грн 2023 года. Однако, несмотря на прирост доначислений, объемы фактических поступлений в бюджет были существенно меньше: от 16% (2017-го) до 4% (2023-го). Таким образом, четко прослеживается закономерность, что доначисленные по результатам налоговых проверок суммы только в очень малой части превращаются в реальные поступления в бюджет.
Ранее мы писали о том, что показатели сводного бюджета по доходам достигли 1/5 части планируемых поступлений, в то же время показатель по расходам достиг 14%. Больше всего бюджет наполняется благодаря налоговым поступлениям – 65%.