Без новых вагонов пассажиры еще долго будут чувствовать себя «чемоданами» в международных поездах

ZN.UA
Поделиться
Без новых вагонов пассажиры еще долго будут чувствовать себя «чемоданами» в международных поездах © EPA-EFE/STEPAN FRANKO

Не только сегодня, но и в ближайшие годы ехать поездом за границу будет дорого и часто некомфортно. Однако хорошей альтернативы сейчас нет — самолеты не летают, а путешествия автомобилем или автобусом просто изнурительны. Среди полутора сотен вагонов, на которые планируется объявить тендер со сроками поставки в горизонте двух лет, логично было бы иметь хоть несколько международных спальных вагонов типа RIC. Но даже этого не будет ни от национального производителя, ни от немецкой компании Siemens Mobility.

Купе на троих: все сидят либо все лежат

Вагоны (RIC — от итал. Regolamento Internazionale Carrozze) для международных пассажирских перевозок экспортировали из бывшей ГДР.

Особенностью таких вагонов было то, что их можно было эксплуатировать не только на всей сети железных дорог колеи 1520 мм, но и была техническая возможность заводить их (с заменой колесных пар) на колею 1435 мм на железнодорожных маршрутах Европы.

Именно такого типа вагоны образца 1982 года преимущественно до сих пор использует «Укрзалізниця» на двух ключевых рейсах за рубеж: КиевВаршава и КиевВена. Сказать, что это динозавры прошлого века, все равно что ничего не сказать.

Проблемы старых моделей формата RIC:

очень тесное купе — три спальных места расположены одно над другим;

расстояние между спальными полками такое, что пассажиры могут либо одновременно лежать на полках (не поднимаясь), либо все вместе сидеть на нижней полке, когда средняя сложена;

для того чтобы взобраться на вторую или третью полку, купе коплектуется обычной алюминиевой стремянкой;

в купе под столиком находится никому не нужный рукомойник;

места для чемоданов и верхней одежды слишком мало;

двери в купе не раздвижные, поэтому при открывании можно ударить человека, идущего по коридору;

вход в один из двух санузлов узкий, протиснуться в него может только очень худой пассажир. Другой санузел нормальный, но его «начинка» отвечает санитарным нормам 50-летней давности;

проход в коридоре тоже очень узкий, разминуться непросто;

на третьей, самой высокой полке, в постоянной темноте (окно расположено значительно ниже) и невероятной тесноте пассажиры чувствуют себя чемоданами в багажном отделении. Поэтому большинство пассажиров старается приобрести билеты на нижнюю или хотя бы среднюю полку — так хоть связь с белым светом не будет утрачена.

Стоит ли пассажирам международных направлений надеяться на улучшение условий проезда в спальных вагонах RIC в ближайшем будущем? Вряд ли. По крайней мере в планах обновления на ближайшие два года 144 вагонов «Укрзалізниці» относительно спальных вагонов именно европейского направления никакие новости не анонсированы. Новых вагонов RIC больше не будут заказывать.

Сейчас же на Вену курсируют те же два допотопных вагона-ветерана времен Германской демократической республики.

Поезда-призраки

Именно так называют в Интернете маршруты КиевВена и КиевВаршава. Как отчитываются сами железнодорожники, на поезд КиевВаршава (билеты продаются только через «Дію») спрос превышает предложение в десятки раз. Ведь из-за войны потенциальных пассажиров стало значительно больше. Неудивительно, что УЗ обещала повысить цену на билеты этого маршрута в декабре 2023 года на 74%. Но цена не решает проблему — пассажирам нужна именно эта услуга. А количество мест ограничено тем, что на сегодняшний день польские железнодорожники пропускают по маршруту КиевВаршава только вагоны RIC с трехместными купе.

И если билет до Варшавы купить все же можно, то в Вену — никак. Сейчас легче найти на тротуаре сто долларов, чем достать билет именно на этот невероятно дефицитный поезд № 749/149.

Когда-то у «Укрзалізниці» были десятки вагонов класса RIC, но годы сказались на них — сейчас регулярно курсируют шесть пар вагонов этого стандарта на варшавском направлении и еще две пары — на венском. Следовательно, постоянно в работе всего 16 спальных вагонов, предназначенных для движения по европейской «узкоколейке». На многочисленные просьбы пассажиров увеличить количество вагонов ответ один: «Нет вагонов модели RIC».

Хотя на сегодняшний день есть несколько вариантов решения этой проблемы.

Поляки не дают добро?

«УЗ тестирует поезд в Варшаву с «широкими» вагонами для увеличения мест на этом маршруте вдвое-втрое», — такой вариант пассажирам анонсировали еще в мае прошлого года. То есть вместо шести узких вагонов — 14 полномерных с удобными четырехместными купе. Так что украинцы могли бы путешествовать с комфортом, ведь новые (стандартные внутренние) вагоны «Укрзалізниці» — это действительно добротный продукт, который по душе пассажирам.

А шесть пар стареньких вагонов модели RIC, которые освободились бы с маршрута КиевВаршава, могли бы передать на венское направление, и одним выстрелом убили бы двух зайцев.

Конечно, обычные «широкие» вагоны УЗ, даже если заменить тележку на границе, не сильно пригодны по габаритам в Европе (могут не вписываться в повороты, задевать здания и т.п.).

Но окончательное решение за принимающим государством. То есть за поляками. Но, несмотря на обещания, сейчас ни окончательное да, ни окончательное нет по этому вопросу не прозвучало — последние новости на эту тему датируются июнем 2023 года.

Хаб в Чопе не решает проблему

Тем временем даже старых спальных вагонов модели RIC сильно не хватает. Поэтому «Укрзалізниця» как альтернативное решение вводит новые международные рейсы. В направлении Варшавы это обычные наши вагоны по широкой колее, которая сохранилась до польского города Хелм.

Что касается венско-венгерского направления, то с 11 декабря прошлого года из Чопа начали курсировать венгерские сидячие вагоны в сторону Вены. А чтобы добраться до Чопа, есть много внутренних рейсов.

Однако новый сидячий вариант в венском направлении значительно проиграет варианту с двумя спальными беспересадочными вагонами: 

в Чопе из стандартного купе придется пересесть в сидячий поезд до Вены венгерского производителя;

семь-восемь часов сидения делают путешествие достаточно нелегким, особенно если речь идет о пассажирах с детьми. Кроме того, дополнительно утомляют пассажиров два часа погранично-таможенного контроля на вокзале в Чопе (в отличие от контроля непосредственно в поезде в спальных вагонах), ведь чемоданы для этого придется тащить с собой;

время в пути значительно увеличивается;

вдобавок ко всему, расписание неудобно для тех, кто планирует останавливаться в гостинице.

Новые вагоны RIC

Если есть необходимость в международных перевозках и значительный спрос на них, то в чем проблема это решить? Тем более что международные пассажирские перевозки на себя точно зарабатывают. Ведь пассажиры готовы платить за путешествие по-человечески.

Справка ZN.UA
За неполные два года войны пассажиропоток железной дороги в международном направлении вырос в 50 раз. Если по итогам последнего предвоенного года «Укрзалізниця» обеспечила перевоз за рубеж 40 тысяч пассажиров, то в 2022 году этот показатель увеличился до 900 тысяч. А в 2023 году национальный железнодорожный перевозчик обещал пересечь отметку в два миллиона международных пассажирских перевозок при увеличении количества маршрутов с девяти до 22.

Тем более что современные вагоны класса RIC способны построить как отечественный производитель, так и транспортное подразделение всемирно известной компании Siemens.

Новое — это хорошо забытое старое. Оказывается, больше 20 лет назад немцы разработали проектную документацию на комфортные современные вагоны RIC для Европы, в купе которых привычно размещаются четыре пассажира.

Вместе с тем каждый спальный вагон состоит из восьми купе с четырьмя кроватями каждое. В дневное время кровать можно превратить в четыре полноценных сидения с подголовниками. Кроме того, в вагоне есть комната отдыха для поездной бригады, стандартный туалет, туалет со встроенным душем.

Конечно, можно попросить немцев поделиться проектной документацией на новый вагон RIC в формате стандартного купе. Есть вариант также заказать модифицированную версию RIC и в стандарте обычного удобного четырехместного украинского купе. Стоит лишь обратиться к отечественным производителям, если новенький ультрасовременный немецкий вагон не по карману украинскому бюджету.

Оказалось, что, например, Крюковский вагоностроительный завод уже больше 12 лет как разработал необходимую техническую документацию. Более того, выпустил два международных вагона класса RIC и в 2020 году передал их «Укрзалізниці».

Сначала эти вагоны планировали использовать на венском направлении, но фактически они курсируют в составе поезда КиевВаршава. Конечно, с вагонами почти 50-летней давности их не сравнить. Наверное, именно поэтому эти два новых вагона украинского производителя используют как «штабные» (в них, кроме пассажирских купе, есть и купе начальника поезда).

Что касается окупаемости, то никаких вопросов. Ведь, например, по венскому направлению путешествуют многие бизнесмены, дипломаты, представители международных европейских организаций и благотворительных организаций, которые помогают Украине. Они, как и другие пассажиры, не имеют ни меньшего желания быть «чемоданами» в трехместном купе вагона RIC полувековой давности.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме