Президент Ассоциации международных экспедиторов Украины (АМЭУ) Виктор Берестенко раскритиковал анонсированную Минразвития концессию контейнерного терминала в порту Черноморск и заявив об отсутствии прозрачности и сомнениях относительно озвученных показателей.
В своем посте он назвал подход власти "концессией в стиле "не спрашивайте лишнего", которая выглядит как часть "очередной победы на страницах соцсетей".
Берестенко поставил под сомнение озвученные чиновниками цифры проекта— "$1,1 млрд в бюджет. 1000 рабочих мест. 500 000 контейнеров".
"Цифры звучат впечатляюще, но пока это больше похоже на маркетинговую кампанию, чем на прозрачный инвестиционный проект. Озвученные показатели — только со слов чиновников. Уровень доверия к таким источникам у бизнеса, мягко говоря, не самый высокий. Ни одного открытого проекта, финмодели или прогноза. Вместо прозрачности — просто красивая информационная кампания", — отметил глава АМЭУ.
Он также предостерег от повторения старых обещаний "новыми словами": "Крупнейшие мировые международные компании MSC, CMA CGM, DP World — уже инвестировали под похожие обещания. Не выглядит ли это как очередная попытка "выдать невесту" — на этот раз уже точно навсегда?"
Отдельно Берестенко очертил недостатки государственной стратегии в отношении портовых активов: "Действительно ли стратегия — просто "отдать"? Создается впечатление, что государство не в состоянии эффективно управлять активами, и вместо развития — принимает решение "избавиться" пока еще есть что. Возможно, это продиктовано фактическими цифрами деятельности, но их тоже никто не показывает."
Критику вызвала и сама процедура отбора инвестора: "Что за процедура избрания победителя путем "конкурентного диалога"? Звучит как: встретимся, поговорим, а выиграет тот, кто понравится больше всего. Где критерии? Как оцениваются заявки? Где этапность? Где открытость? Не станет ли это еще одним кейсом "лучшего предложения, которое уже выбрано" и громкими расследованиями антикоррупционных органов?"
Кроме того, глава АМЭУ оценил реалистичность заявленного роста контейнерооборота и обещаний по занятости: "В 2024 году украинские порты обработали только 129 тыс TEU. Пропускная способность — более 3,5 млн TEU, а эксплуатационная загрузка — менее 4%. Откуда взяли +500 тысяч?.... Нам говорят — 1000 рабочих мест. А сколько людей работают на других терминалах? Это очередная "красивая цифра" или настоящий расчет?"
Он добавил: "Контейнер — это лишь тара. Его стоимость зависит не от количества металла, а от того, что внутри. А внутри — груз, который создается экономикой, а не PR-постами."
Анализируя общую логику процесса, глава АМЭУ констатировал: "Выглядит ли это прозрачно, логично и по-государственному? Для меня — однозначно нет. НО, я искренне хочу ошибаться!!! И увидеть: настоящую международную компанию (а не какой-то оффшор) реальные инвестиции тысячи созданных рабочих мест развитие инфраструктуры — не в слайдах, а в реальности здоровую конкуренцию и уменьшение стоимости логистики для украинской экономики".
Он также указал на отсутствие понятных международных участников в публичной коммуникации по проекту: "Скрин с FB Премьер-министра о концессии за 3 сентября 2025 года. Кто с кем и что подписал — не владею информацией, но не вижу международных заинтересованных сторон", — резюмировал эксперт.
Напомним, Минразвития инициировало проект государственно-частного партнерства с передачей в концессию Первого и Контейнерного терминалов порта Черноморск на длительный срок. Официальная цель — модернизация инфраструктуры и восстановление контейнерной перевалки, причем стратегические активы остаются в государственной собственности.
