Арифметика для инвестора: три — пишем, два — на деле получаем? Предприятия живут по «двойной» бухгалтерии, закрепленной законодательно

1 октября, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск №39, 1 октября-8 октября

В прошлом году Закарпатье заняло третье место в государстве по количеству вложенных инвестиций. С...

В прошлом году Закарпатье заняло третье место в государстве по количеству вложенных инвестиций. Сегодня, с приближением ЕС, к области активнее, нежели к Украине в целом, начал присматриваться не только крупный капитал, но и мелкие и средние предприниматели из соседних стран. Тем более что снят мораторий на регистрацию новых проектов в СЭЗ и на ТПР. Однако наряду со «своеобразными порядками» на таможне, бюрократией, непостоянством нашего законодательства инвесторов, мягко говоря, удивляет и другая наша общегосударственная проблема — фактически «двойная» бухгалтерия, узаконенная параллельным существованием бухгалтерского и налогового учета.

Эта проблема возникла семь лет назад с принятием закона «О налогообложении прибыли предприятий». А уже спустя несколько месяцев действия закон об НДС превратил почти в каторжный труд бухгалтеров всех фирм, работающих по общим правилам налогообложения. Бухгалтеры вынуждены все считать дважды и по-разному: для предприятия — вести бухгалтерский учет, в котором все затраты отражаются тогда, когда они имели место, и в полном объеме, а также фактически для государства — налоговый учет, определяющий, что можно отнести на затраты, полностью или частично и даже когда. Если же часть затрат затратами не считать, то это повышает объем прибыли предприятия, подлежащей налогообложению и, следовательно, увеличивающей платежи в бюджет.

Не всякая реальная затрата признается затратой

Бухгалтерский учет отражает картину хозяйствования, на его основе принимают управленческие решения. Налоговый же учет показывает, что фирма заработала и сколько должна отдать государству, но показывает согласно нормам, установленным налоговым законодательством.

Основная загвоздка, утверждает председатель Закарпатского территориального отделения Ассоциации налогоплательщиков Украины (АНУ), руководитель аудиторской фирмы «Довіра», бывший глава ГНА Ужгорода Светлана Король, — в правиле «первого события». Если предприятие получает аванс, то по бухучету он не считается доходом, ведь еще не сопоставлены понесенные при этом расходы. А по налоговому учету аванс, как «первое событие», относится на валовые доходы фирмы и подлежит налогообложению.

Нормативная база налогового и бухгалтерского учета существенно отличается. Скажем, такая важная статья, как расходы на основные средства. По словам старшего преподавателя экономического факультета Ужгородского национального университета, при этом — аудитора и практикующего бухгалтера Виктории Бабиченко, по бухгалтерским стандартам расходы на приобретение основных средств (п.26 П(С)БУ) можно списать за 1,5—8 лет, тогда как в налоговом учете (пп.8.6.1 п.8.6 ст.8 Закона «О налогообложении прибыли предприятий») нормы амортизации устанавливаются в процентах к балансовой стоимости каждой из групп основных фондов — от 2 до 15%, что позволяет списать расходы не менее чем за шесть-восемь лет. (При этом еще одна головная боль: изменениями к закону в прошлом году предусматривалось повышение норм амортизации, которые должны действовать с нынешнего года, но в законе о госбюджете записали, что для основных средств, приобретенных до 2004-го, действуют старые нормы амортизации, а уже для новых — новые.) Таким образом, налоговый учет тормозит инновационное развитие предприятий, замедляет оборот средств.

Главный бухгалтер ЗАО «Ужгородская швейная фабрика» Мария Пожо: «Мы работаем на давальческом сырье, но чтобы к нам пришел выгодный заказчик, нужно быть технически привлекательными, внедрять современное оборудование, а купить его при этой системе, когда далеко не все затраты фабрики можно отнести к производственным, у нас не хватает средств. Приходится брать банковские кредиты. Но курс доллара и евро постоянно меняется, а отрицательную курсовую разницу не всегда можно отнести на затраты в налоговом учете, тогда как по бухгалтерскому это может существенно уменьшить балансовую прибыль».

Если предприятие содержит еще и «социальные блага», скажем, общежитие, то это, оказывается, уже его личное горе, ведь такие затраты не считаются производственными и списать их согласно налоговому учету нельзя. Налоговый учет тормозит и улучшение условий труда на производстве. Получается, что создавать какие-то дополнительные «блага» для людей предприятиям очень накладно. Мария Пожо: «Лишь с этого года разрешено отнести на производственные расходы установку, например, холодильника и кондиционеров в цехах». Приходится «мудрить» бухгалтерам, что делать с расходами на проведение корпоративных праздников, массовых мероприятий и культпоходов, даже с материальной помощью.

Другая статья — расходы на рекламу. В бухучете все они зафиксированы и очевидны, а налоговый учет позволяет списать на рекламу лишь до 2% облагаемой налогом прибыли за предыдущий отчетный год. Мария Пожо отмечает: «Реклама бывает разная, например, когда речь идет о продаже наших изделий, я еще могу списывать затраты на статью «сбыт», а вот объявление о наборе швей на работу мы уже не можем отнести на валовые затраты в налоговом учете, они присутствуют лишь в бухгалтерском».

Парадоксальна ситуация с расходами на горючее для легкового автотранспорта. Недавними нововведениями разрешено списывать 50% этих сумм на валовые затраты, вторая же их половина «зависает» лишь в бухучете. Заместитель директора ЗАО «Ужгородская швейная фабрика» Мария Гаврош: «У нас легковые машины работают только на производство, никакой начальник с бумажками никуда не ездит. Проще отвезти крой, фурнитуру и прочее в цеха, расположенные не на основной территории фабрики, на «Волге» или «Таврии», ведь с небольшим грузом, да еще и в городской черте, гонять грузовую машину невыгодно. Но налоговики объясняют, что мы можем купить так называемые грузо-транспортные машины, «пирожки» и т.п. и тогда списывать все затраты. Но зачем, если у нас есть старый автопарк, да и легковушки функциональнее?»

Следующая статья — расходы на командировку. Можно списать только 18 грн. суточных (пп.5.4. п.5.4 ст.5). Но с 18 грн., особенно если командировка в столицу, будешь сидеть разве что на хлебе с кефиром, где уж тут приглашать партнера хотя бы на скромный ланч!

Налоговый учет не признает даже расходов на мобильную связь — чтобы списать их, необходима полная расшифровка, кому и зачем звонили!

Инвесторы удивляются, как мы считаем

Бывший бухгалтер закарпатского мебельного предприятия, основанного сотрудником шведской компании «Икеа», говорит, что у их владельца своя бухгалтерия: «Он берет наши данные, но считает по-своему, буквально на пальцах, по кассовому принципу: потрачено—получено. А то, чем мы занимаемся, считает глупостью».

С проблемой, в том числе связанной с существованием двойного учета, столкнулось ООО «Гроклин-Карпаты». Эта фабрика по пошиву верха автомобильных сидений и производству мягкой мебели — один из крупнейших в Украине польских инвестиционных проектов. По итогам первого полугодия с.г. предприятие отчитывалось о налоговой и бухгалтерской убыточности. Что стало для коллектива проблемой №1. С предприятием начали активно «работать» местные власти и контролирующие органы. Проводя проверку, налоговики не признали производственными расходы на командировки сотрудников фабрики в Польшу, расходы на услуги нотариуса и государственную пошлину за заверение учредительного договора.

Предприятие начало работать в конце декабря прошлого года, еще не вышло на проектные мощности, набирает и обучает персонал, готовится получить международный сертификат ІSО, поэтому считает свою убыточность естественной. Заместитель директора по экономике Анна Калниболоцкая говорит, что, конечно, и местные власти, и руководство фабрики заинтересованы в скорейшем получении прибыли, но прежде всего в этом заинтересован инвестор и прибыль должна быть реальной. Результаты налоговой проверки ООО «Гроклин-Карпаты» оспаривает в суде.

Председатель правления корпорации «ТранСофтГруппа» Игорь Криль уверен, что если бы учет у нас был максимально приближен к западному, инвесторы бы легче и проще воспринимали нас, поскольку понимали бы, что и как должны делать, как платить налоги. Начальник управления внешних связей и инвестиционной политики облгосадминистрации Владимир Панов говорит, что его когда-то очень поразили слова одного иностранца, уверявшего, что инвестор никогда не обманет, но найдет легальный путь минимизировать налоги. Поэтому учет должен быть очень четким, однозначным и прозрачным. Мы же сами предоставляем возможность «блуждать» в наших двойных дебрях.

Руководитель отделения АНУ Светлана Король смотрит на проблему с другой стороны: к нам приходят инвесторы с намерением вложить средства в предприятия. Но соответствует ли стоимость активов предприятий их рыночной цене? Налоговики используют термин «справедливая стоимость» даже в том случае, если оборудование, коммуникации, помещения давно устарели. Или же дебиторская задолженность: разве она может быть активом предприятия, если известно, что фирма-дебитор давно перестала существовать? А по налоговому учету такую задолженность нужно учитывать три года. Конечно, всем известна ситуация, когда активы предприятия существенно занижаются или же оно вообще доводится до банкротства, чтобы стоило как можно меньше, но это преимущественно для внутренних инвесторов, для нужных людей...

Бухгалтеры — почти эквилибристы

Для многих бухгалтеров Закон «О налогообложении прибыли предприятий» практически отодвинул на второй план скрупулезное ведение бухгалтерского учета, ведь ГНА, санкций и штрафов боятся и бухгалтеры, и их шефы. По словам Светланы Король, в зависимости от того, какому учету на фирме придается большее значение, страдает второй учет. Ошибки в налоговом влекут за собой санкции, а в бухгалтерском — приводят к нарушениям в работе предприятия.

Самое ужасное, говорит директор аудиторской фирмы «Респект-конфиденц», преподаватель вуза Виктор Яцко, что нет единых, четко определенных и доведенных до каждого налогоплательщика правил, системы, алгоритма, как вести налоговый учет. Поэтому каждая бухгалтерия ведет его по-своему, в зависимости от знаний, опыта, понимания закона. Одни — в каких-то самостоятельно разработанных регистрах, другие — в каких-то книгах, третьи — еще как-то. Тогда как в бухучете четко регламентировано, какие регистры должны использоваться, как и что нужно предъявлять для проверки. Посему налоговый учет не выполняет основную свою роль: вся его система должна облегчать правильное заполнение налоговой декларации.

На некоторых крупных фирмах лично ответственным за правильность ведения налогового учета назначают заместителя главного бухгалтера. В основном же оба учета (да еще и статистический, и куча отчетов в различные фонды!) повисают на одном человеке. От этого страдает оперативность работы. Скажем, директор Ужгородской швейной Мирослава Каламуняк на еженедельные совещания требует отчет по расходам и поступлениям, а бухгалтерия каждый раз уточняет: вот это — фактические затраты, но они и не совсем затраты, а это поступления, но опять-таки...

Специалисты считают, что эта проблема особенно болезненна для крупных предприятий, потому что владельцы частных мелких структур предпочитают считать на пальцах и имеют возможность работать по упрощенной системе налогообложения. Но это влечет за собой проблему квалифицированных кадров. Молодежь стремится идти к тем, кто работает по упрощенной системе: меньше шансов ошибиться. Однако спустя два-три года такой бухгалтер привыкает не особо вчитываться в нововведения.

Изменения — источник штрафов

Что бы делал водитель, если бы на дороге, по которой он каждый день ездит, каждые две недели меняли знаки? Однозначно — постоянно платил бы штрафы. А ведь именно такая ситуация у бухгалтеров. Но если бы при этом нововведения четко и однозначно выписывались...

Мария Пожо: «Все как в кроссворде: в одной газете написано, что расходы можно отнести на валовые, в другой — что нет. Нам приходится очень внимательно следить и не рисковать, ведь лучше не отнести. Налоговики проверяют, не «спрятали» ли случайно в затраты то, что нельзя, ведь тогда меньше прибыль и, соответственно, меньше налог». Не говоря уж о том, что бухгалтерам очень трудно отслеживать все изменения, происходящие в законодательстве, что тоже является практически неиссякаемым источником штрафов. Например, законом о госбюджете на этот год действие некоторых статей закона о налоге на прибыль приостановлено полностью, некоторых — частично, и нужно приложить немало усилий, чтобы дочитаться, как было в 2003-м, а как сейчас.

В первый день второго полугодия с.г., 1 июля, снова внесены изменения в Закон «О налогообложении прибыли предприятий». Скажем, установлен стоимостной предел отнесения предметов к основным фондам. Теперь то, что стоит меньше тысячи гривен, не относится к основным фондам и не амортизируется. Уже нельзя относить на валовые затраты суммы, относительно которых истек срок исковой давности. Ни в валовые доходы, ни в валовые расходы не включается эмиссионный доход.

Интересное изменение касается пожертвований неприбыльным организациям. Если раньше на валовые затраты можно было отнести сумму, не превышающую 5% облагаемой налогом прибыли, то сейчас — не более 5%, но и не меньше 2%. Это, наверное, для того, чтобы не мелочились.

По мнению аудитора Виктора Яцко, пока сложно однозначно сказать, «в плюс или в минус» будут бухгалтерам новые изменения и сблизят ли они хоть немного налоговый и бухгалтерский учет. Нужно, чтобы все сначала уяснили для себя нововведения, начали их применять и увидели от них практическую отдачу. В целом же закон о налогообложении прибыли, да еще и со всеми последующими изменениями, по мнению специалистов, неоправданно громоздкий, захламленный, и ситуация с ним похожа на ситуацию с НДС: латаем, улучшаем...

Учет как средство...

Существование двойного учета — проблема и для налоговиков. Виктория Бабиченко: «Налоговой трудно извлекать необходимые для проверки данные из первичной документации фирмы. Если бы учет был унифицирован, то делать выводы о правильности отражения доходов и расходов было бы проще и быстрее, проверки бы не затягивались на недели и месяцы».

Игорь Криль считает, что для тех налоговиков, которые подходят к своей работе с государственнических позиций, было бы хорошо, чтобы учет стал единым, простым и понятным для налогоплательщиков. Тогда бы упростились процедуры уплаты налогов, у предпринимателей было бы меньше трений с налоговиками, что улучшило бы и имидж мытарей в обществе. А нынешняя ситуация выгодна тем работникам ГНАУ, которые хотят потешить собственные амбиции или погреть руки, тем более что легче всего наказывать по формальным признакам: неправильно заполнена декларация, не указан номер или дата, адрес на налоговой накладной. Хотя, возможно, это реакция на планы сбора средств, спускаемые перед налоговой, и победные реляции, которые так любят озвучивать главы облгосадминистраций и государства (в пресс-релизах ГНА в Закарпатской области постоянно пишет: «Важную роль сыграла наступательная борьба налоговых органов и органов местной власти с мнимой убыточностью...»). Впрочем, возможно, все эти учеты, в том числе налоговый и статистический, — это просто возможность держать бизнес на постоянном крючке...

Парадокс: руководителю предприятия «дешевле» показать прибыль, чтобы отвести от фирмы пристальный взгляд налоговой и чтобы его не склоняли на всех совещаниях руководители города или района. Приходилось услышать даже мнение, что такой двойной учет был введен не только для увеличения поступлений в бюджет, но и для того, чтобы выглядело в государстве «не все так плохо»...

Тем не менее все, с кем приходилось общаться на эту тему, подчеркивают, что унификация бухгалтерского и налогового учета принесла бы в государственную казну больше средств, что подтверждает введение упрощенной системы налогообложения. Объединение учетов обещают едва ли не на каждом семинаре, но многие сомневаются, что в нашем государстве отменят этот своеобразный узаконенный рэкет. Тем более что проект Налогового кодекса тоже его предусматривает.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №1288, 28 марта-3 апреля Архив номеров | Последние статьи < >
Вам также будет интересно