Различные товары в России продолжают расти в цене. Только автомобили за несколько месяцев подорожали в два раза. Поскольку из-за западных санкций существенно подорожала и продолжает дорожать логистика, а полностью локализованных товаров (без перевозок и затрат на логистику) в России практически нет.
В целом импорт зависит от курса валюты и логистики.
Какие сейчас проблемы с логистикой в РФ?
- Как известно, Евросоюз перестал пропускать автоперевозчиков, зарегистрированных в РФ. Поскольку в апреле ЕС в рамках пятого санкционного пакета запретил российским грузоперевозчикам возить грузы по автодорогам Европы (за исключением поставок российских нефти, газа, удобрений, ряда промышленных металлов, продовольствия и медикаментов).
«Перевозчиков просто не пускают. Только потому, что они российские. Это самый настоящий расизм, по национальному признаку, поэтому мы и говорим, что идет экономическая война», — рассказал первый замглавы Федеральной таможенной служба (ФТС) Руслан Давыдов.
Получается, что спрос на перевозки высокий, а предложение падает. Логично, что цены на перевозки при этом растут.
- Также пятым санкционным пакетом ЕС запретил российским торговым судам заходить в европейские порты.
Как результат, логистические цепочки становятся, так сказать, мультимодальными: грузы возят авто- и железнодорожным транспортом, а это дороже, чем просто морем.
- Кроме того, напомним, что более 30 стран ввели запрет на выполнение полетов авиаперевозчиков из России. После чего РФ также закрыла небо для самолетов из 36 стран. Это ударило не только по туристической отрасли, но и по рынку перевозок.
- В результате у поставщиков усложнились цепочки поставок (они находят новые пути доставки, но они дольше по времени). При этом удлиняется цикл оборота денег, что отражается на цене продукции.
К слову, активизировалась перевозка грузов через восточные и южные границы России, в частности Китай, Казахстан, через Кавказ. «В частности, прирост в перемещаемых грузах наблюдается на азербайджанской границе. И я думаю, что в дальнейшем товаропоток там еще будет расти», — сказал Давыдов.
- Поставщики меняют условия по отгрузкам. Если раньше давали внушительные отсрочки до 14–30 дней, то теперь отсрочки уменьшают либо переводят на предоплату. Это также отражается на цене продукции.
- Вдвое выросла средняя стоимость автомобилей как зарубежного, так и отечественного производства, а также их комплектующих. Выросли цены на содержание и ремонт автопарка. Эти затраты перевозчики учитывают в стоимость своих услуг.
Дорожают не только импортные перевозки, но и по территории России. В частности, правительство утвердило рост железнодорожных тарифов на 11% с 1 июня.
Эксперты ожидают увеличения отпускных цен на товары на внутреннем рынке РФ, в зависимости от товара, от 8 до 30%. Если россияне начнут экономить и отказываться от импортного, то в РФ будут ввозить только дорогие товары, поскольку только в таком случае перевозки будет экономически рентабельными.
Напомним, что в ЕС сегодня, 31 мая, согласовали частичное нефтяное эмбарго для России и отключение «Сбербанка» от SWIFT.