СТРАТЕГИИ ВЫЖИВАНИЯ
Люди погибнут от неумения пользовать силами природы и от незнания истинного мира.
Иероглифическая надпись на пирамиде Хеопса
«Мировая цивилизация уже давно пересекла экватор. Стратегия ограбления природы, которая долгое время поддерживалась за счет разрастания «раковой опухоли», практически себя исчерпала не только вширь, приобретя глобальные размеры, но и вглубь, осуществив расщепление «далее неделимого». Развитие, основанное на разваливании целого на части, далее невозможно, так как выход за эти пределы не может быть оплачен потребным ему разрушением. Каждый шаг «к звездам» или в сторону овладения элементарными частицами неизбежно будет требовать платы человечеством. В сущности проекты типа «пределов роста», «затягивания поясов», регулирования прироста населения и т. п. представляют уже плату собой. Дальше, как говорится, идти некуда. А это означает, что кроме Антимира не выдержала испытания временем и Действительность. Из трех миров, которые были в распоряжении человека, остался один - истинный Мир. Значит, только с ним и может быть связано будущее человечества. Однако дорога к нему ведет через «очищение от греховности».
…В роли творца Антимира выступает не «высший разум», а человеческий интеллект. …Под подлинным миром, имеющим статус объективного, он (человек. - Л. С.) начинает понимать то, что с а м творит, вместо того, чтобы видеть его в том, что е г о сотворило. В результате человек подменил «высший разум» своим интеллектом, совершил грехопадение, ведущее его прямой дорогой к Апокалипсису».
Эти строки - из заключительной части второй книги киевского биолога В. Межжерина «Цивилизация и ноосфера», в которой ученый, задавшись великой гуманистической целью, пытается открыть дорогу «для осознанного выживания человечества», перехода планеты к ее новому геологическому состоянию - ноосфере.
Читателям «ЗН» имя Виталия Алексеевича Межжерина известно по его публикациям в нашем еженедельнике. Недавно увидела свет третья книга ученого из задуманной серии «Цивилизация и ноосфера», озаглавленная «Пульсирующая биосфера». Нельзя не отметить с самого начала, что в отличие от многих изданий на экологическую тематику, написанных преимущественно по-академически сухо и затерминизированно, книги В. Межжерина, содержащие громадный объем научной информации, читаются, как говорится, на одном дыхании. Нельзя не отметить образность и ассоциативность мышления ученого, благодаря чему сложные вещи ему удается изложить в форме, доступной пониманию каждого. Необычное издание, из которого бьет ключом незашоренная общепринятыми понятиями и представлениями мысль, сразу нашло благодатную читательскую среду. Недавно в одном из академических институтов биологического профиля состоялся семинар-диспут по теме книги. Надо сказать, что это уже не первое публичное выступление автора издания, вызвавшего острый интерес научной и студенческой аудитории. Итогом этих научных дискуссий стало предложение о создании в Украине Академии ноосферы.
Учитывая скромный тираж издания, мы обратились к кандидату биологических наук В. МЕЖЖЕРИНУ с просьбой изложить в сжатой форме широкой читательской аудитории суть разработанной им теории биосферы.
- Вначале я бы хотел сделать две ссылки на научных авторитетов. И прежде всего отдать должное российскому академику Никите Моисееву, который в свое время предложил модель «ядерной зимы» (что произойдет с планетой, если будет развязана термоядерная война). Эта модель «прокручивалась» в различных зарубежных институтах, Римским клубом, и в конечном итоге ученые пришли к выводу, что то, что он предсказал, может случиться. Это охладило горячие головы политиков к идее применения ядерного оружия. Сегодня об этом актуально напомнить в связи с военным конфликтом в Югославии. В 1995 году Н. Моисеев опубликовал в журнале «Вопросы философии» статью «Современный антропогенез и цивилизационные разломы», в которой, в частности, пишет: «Биосфера, вероятнее всего, сохранится при любых человеческих катаклизмах, которые будут неизбежным следствием планетарного кризиса, но она лишится единственного инструмента своего самопознания - человека». Другими словами, он очень настойчиво проводит идею того, что вопрос выживания человечества в ближайшем будущем будет поставлен со всей остротой и вероятность выжить у него очень невелика.
И вторую ссылку я хотел бы сделать на такого авторитета в области теоретической физики, как Стивен Хокинг. Год назад мир облетела весть о том, что президент США в присутствии 160 гостей прослушал научную лекцию профессора Кембриджского университета, в которой ученый попытался дать предсказание будущему цивилизации. Взгляды Хокинга я не разделяю, потому что они зиждятся на физической картине мира, а она рассматривается в моих книгах как состояние Антимира (так как основана на разделении целостных объектов на части. Образно говоря, посуда бьется на мелкие части и по осколкам пытаются представить целое. Поэтому вероятность таких предсказаний крайне низкая). Так вот что написал Стивен Хокинг: «Если мы действительно откроем полную теорию (речь идет о Вселенной. - В. М.), то со временем ее основные принципы станут доступны пониманию каждого, а не только нескольких специалистов. И тогда все мы - философы, ученые, просто обычные люди сможем принять участие в дискуссии о том, почему так произошло, что существуем мы и существует Вселенная. И если будет найден ответ на такой вопрос, это будет полным триумфом человеческого разума. И вот тогда нам станет понятен замысел Бога». Мне показалось, что будет очень обидно, если человечество вымрет, так и не узнав о том, что представляет собой Вселенная. И я решил восполнить этот пробел. Над вопросами, кто мы, в каком мире живем и что нас ожидает в будущем, размышляю всю жизнь, перевернул буквально горы научных трудов, начиная от древнейших мыслителей…
- И не смотрите на них с высоты современных представлений, считая их миропонимание порой наивным?
- Древние мудрецы были мудрее нас. Что такое жизнь? На этот вопрос современный образованный человек ответит, что это форма существования белковых тел. А по убеждению древних, жизнь - не просто форма существования белковых тел, а единство духа и материи. В их образном мышлении мир представлялся живым существом, одушевленным и разумным. Идея единства природы, живой и мертвой, единства всего космоса составляет центральную идею натурфилософского мировоззрения Джордано Бруно, который, даже идя на костер, не расставался с убеждением: «Придет время, когда все будут видеть то, что теперь видишь ты…» Со временем представление о том, что мир есть живое существо, вообще отбрасывается. Формируется физическая картина мира, с точки зрения которой мир собирается из частей, как здание из блоков и кирпичей, у него есть начало и конец, состояние, когда «здания» не было и когда оно было «сдано под ключ». Круговорот неизбежно исчезает, а вместе с ним и дух, разум, порядок (назовите его как хотите), и на смену приходит хаос, броуновское движение и т.п. Мир, приобретший начало, начал двигаться в сторону своей смерти или, по крайней мере, к худшему состоянию. У древних греков он иссыхает или затопляется водой, а в современной термодинамике ему, оказывается, присуща тепловая смерть.
- В предыдущей вашей книге биосфера рассматривалась в виде двух моделей. Одна из них - «матрешка»…
- Согласно теории биосферы мир устроен по принципу матрешки. В ней одно образование представляет внутреннее устройство другого, а потому формируются они по образу и подобию, поскольку только при таком условии одно может точно встроиться в другое. В результате такого устройства ритмы, присущие каждой матрешке, каждому круговороту, оказываются согласованными, подобно тому, как согласован отсчет времени в механических часах. Каждое тело во Вселенной, будучи ее отображением, представляет собой «самостоятельную» матрешку.
Биосфера - живая, динамическая система, обладающая свойствами целого, т. е. устроена по образу и подобию Вселенной, однако представляющая собой более сконцентрированное образование. Концентрация разума на единицу пространства здесь достигает самых высоких показателей. Ее можно еще представить в виде шаров, вложенных друг в друга. Каждый из них образован другим веществом и пребывает в состоянии круговращения. Биосфера живет в ритмах, которым характерны периоды «расширения» и «сжатия». Распад одного из круговоротов, т. е. Смерть, стимулирует работу следующего круговорота, привнося таким образом энергию в этот круговорот.
Самым главным для нас в ситуации, когда происходит «свертывание», или «сжатие», биосферы, является то, что увеличивается частота событий в единицу времени и пространства. Процесы начинают ускоряться, время уплотняется. В результате живому, в том числе и человеку, приходится существовать в условиях кардинальных изменений.
- Мы эти изменения уже ощущаем. В последнее время наблюдается резкое увеличение частоты катастрофических событий - наводнений, подтоплений, землетрясений, разрушительных торнадо и прочих катастрофических явлений. Вы пишете, что время апокалипсиса уже наступило…
- Нам выпало жить в период «сжатия» биосферы. И, по всей видимости, частота негативных процессов будет нарастать. Этому способствует техногенная деятельность человека, вследствие чего эти процессы могут приобрести обвальный характер. Тогда как природа живет в круговоротах, цивилизация представляет собой совокупность линейных функций, и по этой причине последняя не может «вписаться» в естественные циклические процессы, которые имеют место на Земле и во Вселенной. Поэтому цивилизации в том виде, в каком они существовали, обречены на гибель.
Апокалипсис, по моему представлению, - это наложение двух процессов: распада культуры и свертывания биосферы. Мы уже живем в это время. Признаков апокалипсиса в нашей действительности наблюдается много. И не только в сфере духовности. Вспомним библейное описание потопа. Вода там прибывала из-под земли. Сегодня мы видим подтопление значительных территорий, грунтовые воды поднялись до самой высокой отметки. Почему это происходит? В результате природных процессов «сжатия», на которые наложилась непродуманная техногенная деятельность. Апокалипсис - это не единовременная катастрофа, это продолжительный и тяжелейший процесс. В моей предыдущей книге отмечалось, что апокалипсис имеет отношение к цивилизации, социально организованному человечеству, порождающему свой собственный, иллюзорный мир.
- Следовательно, чтобы выжить, нужно суметь «вписаться» в поворот, который осуществляет природа?
- Несомненно. Чтобы выжить, мы вынуждены «сжаться».
- Но что значит «сжаться»?
- Живые организмы добиваются этого тремя способами, что дает основание говорить о реализации ими трех стратегий выживания. Первая стратегия основана на очень высокой частоте смены поколений, что позволяет «вписаться» в ту частоту событий, которая имеет место в биосфере. Лучше всего эту стратегию реализуют прокариотические организмы, характеризующиеся высокой скоростью воспроизводства. Вторая стратегия базируется на способности организма поддерживать оптимальные размеры и оптимальный энергетический обмен. Это дало ответ на вопрос, почему в основе всех прогрессировавших филогенетических линий находятся не самые мелкие и не самые крупные организмы. Стали понятны и причины быстрого вымирания крупных форм.
И наконец, третья стратегия связана с тем, что определяется разумом. Это - целесообразное поведение. Человек сможет спасти себя, если он будет быстро и адекватно реагировать на происходящие события. А для этого он должен понимать, как функционирует природа, и опережать либо предвосхищать процессы. «Сжаться» - это и умерить свои растущие потребности, адаптироваться к изменившимся условиям окружающей среды. Упрощение системы организации общества способно резко сократить потери и обеспечить выживание. В общем надо меру знать, а не усложнять все до бесконечности.
- В «Пульсирующей биосфере» вы привели хронологию великих вымираний, которые как раз приходятся на периоды «свертывания» биосферы. По вашим предположениям, сколько может длиться процесс «сжатия»?
- Есть все основания рассматривать великие вымирания сквозь призму теории биосферы. Эти вымирания сопряжены с периодами «сжатия» биосферы. Важно заметить, что каждый период «сжатия» находил свои жертвы и ими становились те, кто на данный исторический период занимал доминирующее положение в биосфере. Известно шесть великих вымираний. Первое произошло около 600 млн. лет назад и продолжалось почти 100 млн. лет. Следующее совпало с временной отметкой 248 млн. лет и длилось 45 млн. лет. Третье - мезозойское, которое привело к гибели динозавров, произошло 65-66 млн. лет назад, и чтобы они исчезли как вид, потребовалось 8 миллионов лет. Мамонты вымирали уже 4 тысячи лет. Последовательные «сжатия» биосферы имеют тенденцию проявлять себя через интервалы времени, сокращающиеся в геометрической прогрессии. По моим прикидкам (точных данных пока дать не могу, это нужно просчитать совместно со специалистами), человечество будет находиться в состоянии «сжатия» несколько столетий. Единственное утешает, что мы не вымрем за один день или ночь, как в «Тимее» описано исчезновение Атлантиды. Хотя я считаю, что во многом мы уже опоздали. На фундаментальное образование и формирование ноосферного сознания необходимо время, а человечество уже подошло к опасному краю.
- Ноосфера, по Вернадскому, - продукт развития биосферы, мыслящего человека, пребывающего в гармонии с природой. Несмотря на концентрацию разума на планете, перспектива ее кажется все еще весьма туманной…
- В своей первой книге я отмечал, что биосфера «беременна» ноосферой. Однако из этого не следует, что новорожденная должна иметь человеческий интеллект. Особенно в ситуации, когда носитель его теряет. Не исключено, что ноосфера обойдется и без него. Ведь для нее требуется не интеллект, а р а з у м. Поэтому человек должен доказать свою абсолютную ценность. Мы обречены решить задачу выживания. В противном случае биосфера освободится от нас, как это уже не раз происходило со многими формами жизни в период великих вымираний.
* * *
По поводу создания Академии ноосферы корреспондент «ЗН» обратился за комментарием к академику НАН Украины
Д. ГРОДЗИНСКОМУ. Вот какими он видит задачи этой общественной научной организации:
- Нельзя не заметить, что у человека нарастает противоречие не только с природой, обществом и другими людьми, но и с самим собой. Он не очень понимает, что с ним происходит, не всегда может грамотно сформулировать уровень своих притязаний. Чтобы не зайти слишком далеко в дегуманизации человека, мы должны что-то срочно предпринимать.
Хозяйственная деятельность человека должна быть гармонически связана как с его потребностями, так и с окружающей средой. У нас в Украине есть много великолепных специалистов - экологов, биологов, геологов… Их объединение приведет к созданию общей идеологической платформы для развития этих наук. Сейчас у нас все исследования ведутся разрозненно и необходимо их сконцентрировать, чтобы восстановить и поддерживать в гармоническом состоянии всю экосистему. Мы должны просчитывать влияние факторов техногенной деятельности человека на длительную перспективу, прослеживать процессы, происходящие в окружающей среде, и прогнозировать возможные последствия. Человек наделен разумом, и поэтому непростительно его бездумно-потребительское отношение к природе.
Более того, убежден, что сейчас необходимо создавать своего рода совет безопасности по делам состояния биосферы. По аналогии существующему Совету безопасности при ООН. В мире это уже понимают. Поэтому были Рио-де-Жанейро и другие международные форумы в защиту окружающей среды. Сегодня в Москве активно действует Международная академия ноосферы. И мы, памятуя о Чернобыле, как предупредительном ударе колокола, должны сегодня направить свои усилия на гармоничное развитие с природой.