Медики утверждают, что наше с вами здоровье как минимум на 20 процентов обусловлено состоянием окружающей среды. Они же говорят, что абсолютно здоровый человек сегодня подобно исчезающему виду встречается крайне редко и уже даже не воспринимается как норма, а скорее как аномалия. Правда, по данным медицинской статистики, с 1996 года уровень смертности населения несколько снизился и наметилась тенденция роста средней продолжительности жизни. Медики считают, что улучшение демографических показателей стало возможным благодаря их усилиям, экологи, в свою очередь, уверяют, что оно является результатом становления природоохранной системы в государстве. А может быть, потому, что у нас упало производство, не действуют, застыв, как колоссы, объекты тяжелой индустрии, а значит, резко уменьшилась техногенная нагрузка на окружающую среду? Не было бы счастья, так несчастье помогло?.. За последние годы уровень загрязнения окружающей среды снизился в среднем на 30 процентов. Фактор положительного влияния нашего экономического кризиса на экологическую ситуацию не отрицают и сами экологи. По мнению министра охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины Василия Шевчука, на общем улучшении экологической ситуации в Украине отразились два фактора: спад производства и формирование природоохранной системы в государстве. И если действие первого временное, то второй рассчитан на перспективу.
Глубину экологического кризиса мы осознали в полной мере после обретения независимости, став уже не «одной шестой частью земной суши», а державой, где «немає другого Дніпра». От былой союзной системы нам досталось очень тяжелое наследие. Десятилетиями народнохозяйственный комплекс Украины централизованно формировался с громадными структурными диспропорциями. Еще в тридцатые годы УРСР была определена специализация по производству металла, оружия и продуктов питания. В конце 80-х годов в Украине ежегодно производилось около 55-57 млн. тонн стали - почти столько, сколько в Германии и Франции вместе взятых (55-60 млн. т). Если в США добывалось железной руды 50 млн. т, во Франции - 15 млн. т, то в Украине - 110-120 млн. т. Занимая 3% территории бывшего СССР, Украина вырабатывала 20% его валового национального продукта. Диспропорции в размещении продуктивных сил, которые имели место в продолжение длительного времени, привели к тому, что техногенная нагрузка на природную среду нашей страны в четыре-пять раз превышает аналогичный показатель для развитых государств.
За годы независимости в Украине в целом сформирована экологическая политика, создано новое природоохранное законодательство. В марте 1998 года Верховная Рада Украины утвердила «Основные направления государственной политики в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности». Этот документ на государственном уровне провозгласил долгосрочную стратегию решения экологических проблем Украины. С учетом ограниченных средств были определены национальные приоритеты природоохранной политики. К ним относятся:
гарантирование экологической безопасности ядерных объектов, минимизация последствий аварии на ЧАЭС;
улучшение экологического состояния бассейна р. Днепр и качества питьевой воды;
стабилизация и улучшение экологического состояния в городах и промышленных центрах Донецко-Приднепровского региона;
строительство новых и реконструкция действующих мощностей коммунальных очистных канализационных сооружений;
улучшение экологического состояния Черного и Азовского морей;
формирование сбалансированной системы природопользования и адекватная структурная перестройка производственного потенциала, экологизация технологий в промышленности, энергетике, строительстве, сельском хозяйстве, на транспорте;
сохранение биологического и ландшафтного разнообразия, развитие природно-заповедного дела.
Из этих приоритетных направлений нашей экополитики мы можем гордиться разве что темпами развития природно-заповедного дела. За 1994-1999 гг. площадь заповедных территорий в Украине возросла с 1,413 до 2,354 млн. га, то есть почти на 1 млн. га, и составляет ныне 4 процента от территории страны. К этому делу очень неравнодушен наш Президент. Итогом его экологической деятельности за истекающий президентский срок стали 20 указов, на основании которых созданы заповедные объекты. В других направлениях экологической деятельности хвалиться нечем. Что можно, например, сегодня сказать о Национальной программе экологического оздоровления Днепра, если качество воды в нем ухудшилось и Киевводоканал вынужден для обеспечения столицы брать воду из Десны и с артезианских источников? Или, может, кто-то знает, как решать проблемы, связанные с подтоплением значительных территорий, засолением и загрязнением почв, проседанием массивов в районах горных выработок, а также ростом сейсмической опасности? А последствия чернобыльской катастрофы? В продолжение последних лет, когда Украина самостоятельно финансирует работы по ликвидации ее последствий, затраты на эти цели составили более 4 млрд. долл. Суммарные прямые убытки и потери оцениваются суммой 11138,1 млн. долл., непрямые потери - 117000 млн. долл., а общие экономические потери достигли 128138,1 млн. долл. (Приведенные данные нельзя назвать исчерпывающими, поскольку они не в полной мере учитывают непрямые потери экономики Украины, такие, как ущерб для здоровья и трудоспособности населения, будущие затраты на реабилитацию загрязненных территорий, на захоронение радиоактивных отходов с объекта «Укрытие» и его самого.)
Что будем делать с радиоактивными отходами? С отходами вообще, которых в Украине накопилось аж 25 млрд. куб. м на площади 160 тыс. га? С каждым годом их количество увеличивается на 100 тыс. тонн. И что характерно, с 1992 года наблюдается стойкая тенденция снижения объемов использования отходов в качестве вторичного сырья. А это уже очень серьезно, так как вскоре заповедная Украина может превратиться в громадную свалку.
Да-да, все это мы имеем, соглашаются экологи, но ведь наше «зеленое» дело двигается. И еще какими темпами! За последние годы в Украине создана не только одна из самых развитых в Европе система экологического законодательства, но и разработаны и внедрены основные элементы экономического механизма природопользования и природоохранной деятельности (сбор за загрязнение окружающей природной среды, система сборов за специальное использование природных ресурсов, возмещение ущерба, причиненного вследствие нарушения природоохранного законодательства). И эта система уже работает!
Закономерен вопрос: как работает? Только один пример. Неутомимый трудяга Днепр-Славута «зарабатывает» в год (в виде платы за природные ресурсы и за загрязнение реки) 300 - 350 млн. грн. Если бы ему вернуть положенное, то, считают специалисты-экологи, мы бы не имели проблем с выполнением Национальной программы оздоровления Днепра. Сегодня предприятию или субъекту предпринимательской деятельности проще возместить ущерб за загрязнение окружающей среды, чем внедрять дорогостоящие экологичные технологии. Экономические рычаги стимулирования экологичной производственной практики пока задействованы очень слабо. Те же специалисты говорят, что кпд наших природоохранных законов достаточно невысок. Что в принципе объяснимо. Во-первых, законодательный механизм еще не отработан и не «обкатан» практикой. Во-вторых, нельзя не учитывать то обстоятельство, что до начала 90-х годов у нас вообще таких законов не существовало, и нам еще нужно пройти через эколого-правовое образование, экологизацию массового мышления.
Сегодня в этом плане нам готов помогать Запад. Международное сообщество считает, что национальных экологических проблем не бывает (тем не менее ликвидация последствий чернобыльской катастрофы остается сугубо нашей проблемой). К тому же Европа, в дверь которой мы постоянно стучимся, не желает, чтобы мы заходили в их дом с «грязным лицом».
Несколько дней назад в Женеве проходила сессия Комитета экологической политики Европейского экономического комитета (ЕЭК) ООН с участием представителей 45 стран и многих международных организаций. Один день полностью был посвящен обсуждению результативности природоохранной деятельности в Украине. Европейское сообщество высказало свое удовлетворение результатами нашей природоохранной политики и обещало оказывать поддержку. Понятно, не только моральную. Был обсужден также проект повестки дня 5-й Паневропейской конференции министров «Окружающая среда для Европы», которая должна состояться в Киеве в 2002 году. Предполагается, что этот министерский саммит ознаменует конец переходного периода природоохранной деятельности в Европе и наметит экологические стратегии на XXI век.
Так что пора наводить марафет, на нас посмотреть собирается вся Европа.