Сравнительный анализ

16 августа, 2013, 17:15 Распечатать

ДОК2 по сравнению с ДОК1 предоставляет в целом больше полномочий МОН, что суживает свободы специализированных ученых советов и соискателей научных степеней.

ПОРЯДКА присуждения научных степеней и присвоения ученого звания старшего научного сотрудника (ПОСТАНОВЛЕНИЕ КМУ от 7 марта 2007 г. №423 Киев) (действующий) ( далее — ДОК1) и Порядка присуждения научных степеней и присвоения ученого звания старшего научного сотрудника (текст проекта, 2013г.) (далее — ДОК2)

ДОК1 состоит из 45 пунктов, ДОК2 — из 50.

В ДОК1 использовано сокращение МОНмолодежьспорта, в ДОК2 — аббревиатура МОН.

В ДОК2 изъят абз. 2 и 3 п. 4:

Дипломы доктора и кандидата наук и аттестат старшего научного сотрудника, выданные аттестационными органами СССР и Российской Федерации по результатам защиты диссертаций или решений ученых советов до 1 сентября 1992 г., в Украине признаются действительными. 

Возмещение затрат на изготовление бланков диплома доктора и кандидата наук и аттестата старшего научного сотрудника осуществляется за счет средств лиц, их получающих. 

Норма о возмещении затрат, перенесенная в абз. 2 п. 40 ДОК2, возлагает возмещение затрат на изготовление бланков диплома доктора, кандидата наук, доктора философии и аттестата старшего научного сотрудника на лица, их получающие.

В п. 6 ДОК2 указано, что особенности применения Порядка и других нормативно-правовых актов по вопросам аттестации научных кадров в ходе рассмотрения диссертаций, содержащих государственную тайну, определяются "решением МОН по согласованию с СБУ" вместо "...общим решением СБУ и МОНмолодежьспорта" в п. 6 ДОК1.

В п. 7 ДОК2 указано, что МОН утверждает решение специализированных ученых советов о присуждении научных степеней и выдает дипломы доктора, кандидата наук и доктора философии [новшество]. В п. 7 ДОК1 указано, что МОНмолодежьспорта проводит экспертизу диссертационных работ и выдачу дипломов на основании решений специализированных советов и аттестационного заключения МОНмолодежьспорта.

О проведении экспертизы МОН сказано в п. 27 ДОК2.

По сравнению с ДОК1 из ДОК2 изъят п. 8. 

8. Участие ученых в работе, связанной с аттестацией научных и научно-педагогических кадров, является составляющей их научной и научно-педагогической деятельности.

В п. 8 ДОК2 указано, что специализированные ученые советы создаются в учреждениях, проводящих фундаментальные и/или прикладные научные исследования. В п. 9 ДОК1 есть требование о фундаментальных и прикладных исследованиях учреждений. В новой редакции учреждению достаточно проводить один из видов (фундаментальные или прикладные) исследований вместо двух категорий вместе.

В п. 8 ДОК2 изменен перечень организаций, которые могут хлопотать о создании специализированных ученых советов. В частности отмечено, что высшие учебные заведения и научные учреждения, принадлежащие к сфере управления МОН, также могут хлопотать о создании специализированных ученых советов. 

В абз. 2 п. 8 ДОК2 — "положением о совете" вместо "положением о советах" в абз. 2 п. 9 ДОК1.

В абз. 3 п. 8 ДОК2 добавлено "рассмотрения диссертаций и проведения их защиты" вместо "проведения защиты диссертаций" в абз. 3 п. 9 ДОК1.

В абз. 4 п. 8 ДОК2 указано, что МОН "принимает" необходимые меры в случае нарушения советом требований н.-п.а. вместо "может принять" в п. 9 ДОК1.

По сравнению с ДОК1 в п. 8 ДОК2 добавлено, что доктор наук может быть назначен председателем только одного специализированного ученого совета в случае, если в вузе или научном учреждении создано несколько советов.

По сравнению с ДОК1 в п. 8 ДОК2 добавлено, что руководители вузов, научных учреждений, в которых созданы советы, обеспечивают их эффективное функционирование. Однако из п. 8 в последнем абзаце изъяты слова о персональной ответственности этих должностных лиц за соблюдение специализированными учеными советами требований н.-п.а, возложенной теперь на само руководство этих советов.

Абз. 3 п. 9 ДОК2. Из списка средств изъято печатание автореферата. Добавлено, что средства могут также предоставляться по месту защиты диссертации, кроме ранее (абз. 3 п. 10 ДОК1) — по месту работы и месту прикрепления соискателя.

Слово "могут" позволяет организациям возложить оплату затрат на соискателей.

Абз. 4 п. 9 ДОК2. Нормы оплаты труда также необходимо согласовывать с Минфином.

Абз. 3 п. 10 ДОК2 — новый по сравнению с п. 11 ДОК1. Диссертация выполняется в области науки и по научной специальности согласно перечню, утверждаемому МОН, и должна отвечать паспорту специальности, утвержденному МОН.

Абз. 4 п. 10 ДОК2: "основные научно-исследовательские работы" вместо "направления основных научно-исследовательских работ" в абз. 4 п. 11 ДОК1. Это изменение в некоторой степени сужает тематику диссертационных работ.

Изъят абзац о языках диссертаций, вероятно, в связи с принятием ЗУ "О принципах государственной языковой политики" №5029-VI 

В п. 11 ДОК2 добавлено:

— докторская диссертация может быть представлена к защите в виде опубликованной монографии.

— докторская диссертация защищается через пять лет после получения лицом научной степени кандидата наук.

— допускается представление докторской диссертации к защите раньше пяти лет по указанным в проекте весомым вкладам.

— уточнение, что научная степень в области медицинских и ветеринарных наук может быть присуждена соискателю, имеющему научную степень кандидата наук в этих же областях соответственно.

В п. 12 ДОК2 добавлено:

— кандидатская диссертация может быть представлена к защите в виде опубликованной монографии.

П. 13 ДОК2 частично расширен по сравнению с п. 12 ДОК1. В частности, признаются публикации в электронных профессиональных изданиях Украины. Введено требование о публикациях статей в периодических журналах других государств и указано, что к иностранным приравниваются украинские издания, включенные в международные наукометрические базы. Закреплено, что перечень профессиональных изданий утверждается в МОН. МОН определяет минимальное количество публикаций и их объем для раскрытия содержания диссертации, а полноту изложения материалов в публикациях должен определять специализированный ученый совет.

Согласно п. 16 ДОК2 исключается возможность присуждения научных степеней по медицинским и ветеринарным наукам соискателям, имеющим полное высшее биологическое образование, что допускалось в абз. 3 п. 17 ДОК1.

В п. 18 ДОК2 добавлено, что ректорам и проректорам вузов, руководителям научных учреждений и их заместителям не разрешается защищать диссертации в специализированных ученых советах, созданных по месту основной работы указанных лиц. Это также указано в п. 28 ДОК1. Норма перенесена.

В п. 19 ДОК2 добавлено, что официальными оппонентами не могут быть назначены члены аттестационной коллегии МОН. Введен лимит: лицо не может быть официальным оппонентом более пяти раз в год.

В абз. 2 п. 21 ДОК2 добавлено, что сообщение о защите публикуется, кроме официального печатного издания, еще и на официальном веб-сайте МОН.

В п. 24 ДОК2 вставлен абзац, что соискатель может ознакомиться с копией письменного отзыва назначенного дополнительно официального оппонента за день до защиты или перед защитой диссертации.

 

П. 25 ДОК2 немного расширен: указан как отдельный диплом доктора философии. 

Согласно абз. 2 п. 26 ДОК1 после принятия решения о выдаче диплома первый экземпляр диссертации передается для хранения в Национальную библиотеку имени В.Вернадского. А в абз. 2. п. 26 ДОК2 добавлено, что электронный экземпляр учетной карточки диссертации по установленной форме администратор (распорядитель) Единой государственной электронной базы по вопросам образования присылает в Украинский институт научно-технической и экономической информации.

 

В п. 26 ДОК2 установлено, что для повторной защиты диссертации необходимо разрешение МОН. В п. 27 ДОК1 разрешение не требовалось, нужно было полностью заменить оппонентов.

 

П. 27 ДОК2 — полностью новый по сравнению с ДОК1. Пункт посвящен рассмотрению аттестационных дел соискателей и экспертизе диссертаций с целью контроля за соблюдением специализированными учеными советами требований н.-п.а. по вопросам аттестации научных кадров, о чем готовится заключение, подающееся на рассмотрение аттестационной коллегии МОН.

П. 27 ДОК2 имеет значительный объем и заслуживает внимания при рассмотрении новой редакции Порядка о присуждении научных степеней и звания старшего научного сотрудника.

В П. 27 ДОК2 перечислены меры, которые МОН должен принять (вместо возможности применения в п. 9 ДОК1) в случае отмены решения совета о присуждении научной степени. Самой суровой мерой является прекращение деятельности совета с определением срока, на протяжении которого новое ходатайство о создании совета не подается. 

В абз. 6 п. 29 ДОК1 указано, что отмена решения специализированного ученого совета относительно диссертационной работы вызывает принятие соответствующих мер вплоть до остановки деятельности совета на срок, устанавливаемый МОНмолодежьспорта. Однако после истечения срока совет возобновляет свою деятельность, а не проходит процесс создания. Есть меры лишения официальных оппонентов, членов комиссии совета права принимать участие в аттестации научных кадров.

Есть уточняющие нормы. В частности, в случае отмены МОН решения совета о присуждении научной степени диссертация может быть повторно представлена к защите не ранее чем через год после доработки, при наличии разрешения МОН, в другой специализированный ученый совет.

В абз. 2 п. 28 ДОК2 указано, что положение, утверждаемое МОН, определяет порядок создания, функционирования и деятельности экспертных советов по вопросам проведения экспертизы диссертационных работ. А согласно абз. 2 п. 29 ДОК1 положение об экспертном совете утверждается МОНмолодежьспорта и регламентирует работу экспертных советов. Соответствующее название в ДОК1 не содержит слов о проведении экспертизы.

 

В абз. 3 п. 28 ДОК2 указано, что экспертные советы по вопросам проведения экспертизы диссертационных работ проводят экспертизу защищенных диссертаций, рассматривают вопросы, принадлежащие к их компетенции, готовят экспертные заключения о соответствии установленным требованиям и отвечают за качество и объективность подготовленных ими заключений.

В абз. 3 п. 29 ДОК1 указано, что экспертные советы отвечают за качество и объективность подготовленных ими проектов аттестационных заключений относительно соответствия диссертаций требованиям Порядка, а уровня подготовки соискателей — научной степени доктора или кандидата наук. Данная формулировка более мягкая по сравнению с ДОК2, однако заметим, что для окончательного вывода необходимо сравнение также положений об экспертных советах и экспертных советах по проведению экспертизы, на которые ссылаются ДОК1 и ДОК2.

 

В абз. 1 п. 32 ДОК2 указано, что ученое звание старшего научного сотрудника присваивает МОН на основании решения ученого (научно-технического) совета вуза или научного учреждения. В п. 32. ДОК1 речь идет о тайном голосовании при принятии организацией этого решения. Однако тайное голосование специализированного ученого совета указано в п. 34 ДОК2.

В абз. 2 п. 32 ДОК2 изъято "III-IV уровень аккредитации" вуза из текста, по сравнению с п. 31 ДОК1. 

В абз. 1 п. 35 ДОК2 установлен двухмесячный срок после заседания ученого (научно-технического совета) для направления в МОН аттестационного дела. В п. 33 ДОК1 срок не установлен, однако в обоих документах порядок оформления аттестационного дела определяет МОН.

В п. 36 ДОК2 срок рассмотрения аттестационного дела составляет три месяца (согласно п. 34 ДОК1 — шесть месяцев). 

В абз. 4 п. 36 ДОК2 допускается отказ МОН в присвоении ученого звания и устанавливается, что повторное ходатайство может быть подано не ранее, чем через год (ДОК1 такой нормы не содержит).

В п. 37 ДОК2 установлена дата присвоения ученого звания старшего научного сотрудника. В ДОК1 эта норма прописана в абз. 2 п. 37. 

Положение о переаттестации и нострификации изложено в ДОК2 с небольшими изменениями. Например, абз. 2 п. 25 ДОК1 ("согласно международным соглашениям и конвенциям") перенесено как часть абз. 1 п. 38 в ДОК2.

В ДОК2 "Изготовление и выдача дипломов и аттестатов" — вместо "Оформление и выдача дипломов и аттестатов" в ДОК1.

В абз. 2 п. 40 ДОК2 возмещение затрат на изготовление бланков диплома доктора, кандидата наук, доктора философии и аттестата старшего научного сотрудника возложено на лица, их получающие. В п. 39 ДОК1 указано, что порядок оформления и выдачи дипломов и аттестатов, а также их дубликатов определяет МОНмолодежьспорта.

В п. 50 ДОК2 определение процедуры рассмотрения вопросов относительно рассмотрения апелляций, не урегулированных законодательством, возложено на аттестационную коллегию МОН.

ВЫВОДЫ

ДОК2 содержит определенные новации (введение степени доктора философии, признание электронных профессиональных изданий для публикации материалов и изданий, внесенных в наукометрические базы и т.п.).

Однако ДОК2 по сравнению с ДОК1 предоставляет в целом больше полномочий МОН, что суживает свободы специализированных ученых советов и соискателей научных степеней. Например, повторная защита диссертаций, согласно ДОК2, нуждается в разрешении МОН. Или в ДОК2 исключается возможность присуждения научных степеней по медицинским и ветеринарным наукам соискателям, имеющим полное высшее биологическое образование, что допускалось в ДОК1.

В новой редакции (ДОК2) учреждению достаточно проводить один из видов (фундаментальные или прикладные) исследований для создания специализированного ученого совета. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно