Простите мне, что снова бью тревогу

9 сентября, 2016, 22:00 Распечатать Выпуск №32, 10 сентября-16 сентября

Все новые и новые сообщения поступают из разных информационных источников о разительных масштабах усыхания лесов, в частности и главных — сосновых, еловых и дубовых. Господа, диагноз бедствия — опасной болезни леса — я поставил еще четыре года назад (см. ZN.UA от 27 октября 2012 г.). Не услышали или не хотели услышать? Вот его суть.

На Благовіст ще, люди, не пора
Ліна Костенко

Все новые и новые сообщения поступают из разных информационных источников о разительных масштабах усыхания лесов, в частности и главных — сосновых, еловых и дубовых. Господа, диагноз бедствия — опасной болезни леса — я поставил еще четыре года назад (см. ZN.UA от 27 октября 2012 г.). Не услышали или не хотели услышать? Вот его суть. 

1. Игнорирование государством лесной отрасли, которая в последние пять десятилетий (особенно в последнее) из леса только брала, игнорируя достижения украинской лесоводческой науки (а древняя мудрость учит: если брать из горы и ничего взамен не класть, в конце концов исчезнет и гора).

2. Раздерибаненые леса Украины прозябают в атмосфере дремучего лесного законодательного абсурда. Дерибан начался еще в 1950-х, когда государственные леса поделили на леса Госкомлеса (сейчас Гослесагентство) — 68%, Минагрополитики — 17, Минобороны — 2, ГСЧС — 2, Минприроды — 1, других министерств и ведомств — 2, земель запаса — 7%. Раздел привел к тому, что у семи нянек — дитя без глаза. Согласно Лесному кодексу (2006 г.) общий контроль над ведением лесного хозяйства в стране возлагается на Гослесагентство и его органы на местах (лесхозы, лесничества). Понятно, что при таком количестве лесопользователей реализовать государственный профессиональный контроль невозможно. 

 Кто видел, чтобы на 32% площади раздерибаненных негосударственных лесов осуществлялось хотя бы какое-то воспитание леса? Правда, и у государственных предприятий (особенно в последнее время) было достаточно проблем — в частности с пополнением бюджета благодаря то ли паркету, то ли кругляку, то ли экспорту, то ли переработке леса своими возможностями либо с помощью инвесторов и т.п. Некоторые из девяти чиновников, которых назначали за годы независимости Украины на должность главы Госагентства лесного хозяйства, обещали покончить с дерибаном. Но ни один не смог, поскольку работал на должности в среднем полтора (!) года. Наверное, не смогут и последующие… Тем более что трое последних вообще не были специалистами в лесной отрасли. Срабатывал квотный принцип назначения. Последний — А.Ковальчук от "Самопомочі".

 3. Нынешние условия жизни леса по сравнению с условиями в ХХ в. очень изменились. В последние десятилетия образовалась монополия средневозрастных насаждений не естественных, а посаженных человеком. Философская наука небезосновательно утверждает, что монопольная система рано или поздно разрушается. А государство потакает тому, чтобы остатки лесов были за бесценок "прихватизированы". 

Некоторые обобщенные результаты деятельности Гослесагентства Украины за 2002–2015 гг. см. на рис. 

В приведенных данных особенно поражают два показателя: 1) более чем вдвое за последние 13 лет увеличились площади сплошных санитарных рубок леса; 2) чрезвычайно низок процент выхода деловой древесины при выборочных санитарных рубках (19%). А в целом Украина по среднему показателю ежегодно изъятой древесины с гектара занимает последнее место в Европе — 57 м3/га. Польша — 77,4 м3 /га (данные академика О.Фурдичко). Единственное, до чего последние "министры" додумались, "реформируя" лесную отрасль, — максимально сократить количество лесников, доведя обслуживаемую каждым площадь леса до 1 тыс. га и больше. Мой отец-лесник в голодном 1947-м обслуживал только 400 га, и лес у него не усыхал. 

В последнее время над головами лесоводов дамокловым мечом висят реформа, приватизация, конкурс-профанация. О недопустимости повальной приватизации государственных предприятий лесного хозяйства много говорить не надо: в результате будут "прихватизированы" лучшие из них, в которых еще есть лес. "Это не что иное, как один из очередных этапов разрушения лесной отрасли накануне ее дальнейшей приватизации" (Павел Кравец в ZN.UA от 30.01.2016 г.). Что же касается конкурсов на должность директоров лесхозов, то они напоминают известные в прошлом "особые тройки НКВД".Лесоводы от всего этого уже просто устали! Сколько их — патриотов-романтиков, талантливых выпускников с лесохозяйственной специальностью, так и не смогли найти применения своим знаниям в профильной отрасли!

Леса называют зелеными легкими планеты. Трудно даже представить, какими были бы последствия Чернобыльской трагедии, если бы не леса. Явно недооценено значение леса для сохранности главного источника жизни человека — питьевой воды. В Украине с понижением уровня подпочвенных вод кое-где уже меняется гидрологический режим. Исчезает вода в колодцах многих сел, расположенных на территориях ограниченного водосбора с бывшими лесами. Сливной характер осадков, резкое таяние снега на обнаженных и безлесных площадях водосборов приводят к наводнениям, смыванию почвы, сдвигам, эрозийным процессам. 

Из СМИ мы знаем о миллиардных потерях на Закарпатье. Только надо бы чаще показывать полуобнаженные горы — в Карпатах большая проблема с классическим ветровальным деревом — елью и ее короедами. 

Очень беспокоит то, что в новосоздаваемых национальных парках будет продолжаться такое же, как и сейчас, "особое ведение хозяйства". Их насаждения превратятся в масштабные резервации вредителей леса, которые так опасны для новых лесов. А отсюда — усыхание лесов и новые пни. Огромные проблемы возникли и в связи с янтарной экологической катастрофой на Полесье. Теряют свою роль и 400 тыс. га защитных лесонасаждений, созданных предыдущими поколениями: сейчас они заброшены, ничейные и, считай, обречены. И это при том, что был Закон Украины "О государственной программе формирования экологической сети Украины на 2000–
2015 гг.", которым планировалось создать еще 174 тыс. га полезащитных полос. Понятно, что глобальное потепление здесь ни при чем. Закон провалили! Особенно это понятно тем, кто живет близ этих полос и пользуется ими как хочет. Ожидаемый многими грядущий "золотой век" для Украины как кормилицы мира, имеющей треть мировых запасов черноземов, не наступит из-за потери лесомелиоративных насаждений, так необходимых для защиты урожая. 

Кроме того, уже неопровержимым является факт, что угрожающими темпами Степь надвигается на Лесостепь, а она — на Полесье. В климате Украины происходят все более заметные изменения. Причины — усиление ветров, пылевых бурь, суховеев, все более частые случаи смерчей-армагеддонов (на Ровненщине, Днепропетровщине, Тернопольщине и др.), которые раньше были исключительным явлением. Их количество и разрушительная сила в ближайшие десятилетия только будут нарастать. Эти ветра, пыльные бури и суховеи, возникающие на нашей территории, чувствуют уже и страны к Западу от нас, особенно Польша. Метеорологи почему-то не уделяют должного внимания тому, что "воздушные ямы" возникают не только вследствие резких изменений температур, но также из-за наличия больших участков с пнями, которые уже заметны на территории Украины из космоса. 

Лженаука делает свое. По мнению ее апологетов, во всем виновато только глобальное потепление. На него списывают все беды, а тем временем часто санкционируют сплошные рубки лесов, не проживших и половины своей жизни. Доходит даже до того, что утверждают, будто, например, сосне обычной достаточно жить 60–70 лет, чтобы достичь товарной зрелости (хотя хорошо знают, что возраст естественной зрелости сосны — 200–250 лет). Вот некоторые примеры, опровергающие "глобализм".

Первый. За высокими оградами Конча-Заспы, Святошино и т.п. сосны почему-то не чувствуют этого "глобализма" и массово не усыхают, как их деревья-побратимы, растущие за пределами этих оград. Там при первых признаках проблем со здоровьем деревьев обращаются за помощью к специалистам. И те спасают их (по моему личному опыту). Но есть много желающих построить "хатынки" близ столицы, используя места… засохшего леса.

Второй. Крещатик и ул. Прорезная в Киеве (это рядом, кто не знает). Удивительно по-разному здесь действует "глобализм": какая зелень на первом и какой ужас — на второй. Еще полвека назад Прорезная славилась медовым запахом липового цвета. Сейчас же, сколько бы снова и снова их не сажали соответствующие службы — они здесь обречены! Почему? Потому что с весны до осени всю свою недлинную зеленую жизнь высаженные липки соседствуют с колесами припаркованных автомобилей и буквально истекают кровью от вбитых в их жилы-корни кольев. Как следствие — все лето липы страдают от туч тлей (Eucallipterus tiliae), неподготовленными вступают в зиму и гибнут уже в последующие год-два. Вопрос: сколько средств было израсходовано за последние годы, чтобы улица Прорезная пахла, как в прошлом? Теперь же иностранных туристов по этой улице к "Ярославу Мудрому" лучше не водить и не возить. Пусть любуются Крещатиком — там на каждое деревце "дуют".

Третий. Для многих лесоводов сегодня уже очевидно, что первопричиной патологических изменений в лесах Украины является потеря ими общебиологической устойчивости, а значит защитной реакции против опасных факторов (среди них и стволовые вредители, оставляющие после себя хорошо заметные поселения на каждом ослабленном дереве). Признаки заселения живых деревьев становятся заметными сначала лишь специалисту по лесозащите. Вредители — это живые существа, которые быстро используют бестолковую лесоводческую деятельность человека. Впечатляющие волны усыхания лесов от вредителей прокатились по Украине: дуба обычного ранней формы — в 1970–1980-х, еловых и сосновых — сейчас. Вредные насекомые — самые многочисленные представители животного мира в лесных насаждениях. В здоровом естественном лесу они миллионы лет является необходимым элементом эволюции. В созданных уже человеком и ослабленных лесах вредные насекомые становятся его разрушителями, часто по вине того же человека. Практически нет ни одного дерева из главных лесообразующих древесных растений Украины, которое усохло без участия вредителей. Следы их деятельности под корой на заболони недавно усохших деревьев заметны невооруженным глазом даже неспециалисту. 

Вместе с тем Минприроды издает приказ о запрете санитарных рубок в заповедниках и заповедных зонах Национальных природных парков лесов своего подчинения. Это там, где эти мероприятия могут осуществляться в первую очередь! Некоторые из природоохранителей (В.Борейко, Т.Тимочко, А.Плыга, Д.Ширяева и др.) при любой возможности утверждают, что в таких лесах рубки не нужны вообще. Они не понимают, что между лесами естественными и созданными человеком — огромная разница, и в последних должно осуществляться особое, научно обоснованное, хозяйствование. Не может быть, чтобы этим "защитникам леса" было неизвестно, что доля искусственно созданных насаждений (например сосны) в Украине составляет уже более 80%! А если такие леса есть и в природно-заповедном фонде? А они есть. Так что же, санитарные меры там не нужны? Кое-кто не понимает (поскольку это немного сложнее), что вредители часто являются переносчиками сосудистых, некрозно-раковых заболеваний, разрушающих древесину и других грибов с больных деревьев на здоровые. Вырубка сухостойных деревьев — это лишь меры для предотвращения загромождения. Вырубка важна как противопожарная, эстетически-оздоровительная мера и как источник альтернативного вида топлива в наше сложное время. И отнюдь не влияет на усыхание леса.

Чтобы этим "глобалистам" и подобным им была хоть немного понятна разница между естественными и искусственными лесами, объясню. Искусственные леса (культуры): а) семена для них собраны далеко не с элитного материнского дерева (семенная база в Украине существует лишь на бумаге); б) трудная судьба сеянца (оборванные корешки при выкапывании, затиснутые в узкую щель под меч Колесова при посадке, а еще часто и вверх ногами (т.е. корнями не вниз, а вверх), посаженного школьником, для которого этот меч не по силам; в) подрастающие сеянцы, которые становятся деревцами и деревьями, не знают необходимых им своевременного освещения, прочисток, прореживаний, проходных рубок и, наконец, санитарных рубок. О рубках воспитания (по З.Головьянко) и говорить не приходится. 

Примеры отличий между т.н. лесными культурами и их естественными побратимами можно продолжать. 

Дезориентация общества в вопросах здоровья леса является большой угрозой для Украины, да и Европы тоже, поскольку мы для нее — зеленый щит. Следует отметить, что Украина еще в 2004 г. подписала Протокол климатического саммита в Копенгагене, которым обязалась применить ряд мер по уменьшению выбросов углерода в атмосферу. Но в выполнении решений этого саммита Украина потерпела полное фиаско — в ее лесах вместо депонирования атмосферного углерода происходят прямые эмиссии  CO2, СН4 в атмосферу, в частности от большого количества гниющей древесины. Только с 2020 г., наверное, вступят в силу решения уже нового климатического саммита ООН в Париже.

 

"Обступи мене, ліс! Хай зупиниться вся ця ватага, хай удариться люттю об спокій твоїх стовбурів" 

Ліна Костенко

 

Сколько всего украинский лес познал за свою жизнь: законы, постановления, положения, кодексы, правила, концепции, программы, проекты, международные форумы, коллегии. Одним из главных системных "заказчиков", приведшим к потере насаждениями природной устойчивости, является слабое лесное законодательство. Как отмечалось выше, гослесхозам по сей день принадлежит лишь немногим более половины лесов, остальное — другим ведомствам с т.н. особыми требованиями ведения лесного хозяйства. Известная всей Европе украинская лесоводческая наука П.Погребняка и З.Головьянко никогда такого "особого ведения хозяйства" не могла себе представить. 

Ниже — основные нормативные документы с "особыми требованиями", существенно повлиявшими на современное состояние лесов.

Санитарные правила в лесах Украины (Постановление КМУ №555 от 27.07.1995 г.). Им исполнился 21 год (!). Кому было выгодно так долго и без изменений ими пользоваться? Сколько потеряло государство от этих правил? Ведь несвоевременно выбранные, например, в мае-июне свежезаселенные вредителями-короедами деревья сосны, в том же году заселяются уже усачами, рогохвостами, свердликами. Как следствие — значительно меньший выход деловой древесины (минимум на 15–20%). На следующий год деловая древесина практически уже полностью превращается в дровяную (19% выхода деловой от ликвида). Одновременно в п. 6 "в", 10, 11, 12 этих Правил сроки проведения необходимых лесозащитных мероприятий (рубок) абсолютно не согласованы с биологическими особенностями опасных массовых видов вредителей (с периодом пребывания их под корой свежезаселенных ими живых деревьев). Требования же относительно нормы не менее чем 5 кубометров с гектара при проведении выборочных санитарных рубок (п. 10) для производственников — вообще за гранью здравого смысла! Простые подсчеты показывают, что в средневозрастных насаждениях (40–50-летних в Украине большинство), чтобы выбрать эти 5 кубометров, нужно, чтобы на гектаре было не менее 25–30 усыхающих деревьев. А если этих деревьев 20, и нет при этом пяти кубометров, то их не надо своевременно вырубать? Но из каждого из этих деревьев вылетят почти 200 молодых жуков-короедов (это абсолютно минимальные показатели в природе). Тогда получается, что с одного гектара вылетят на соседние деревья и соседние насаждения как минимум 4 тыс. вредителей! Все будут питаться и размножаться. Представляете последствия? Сегодня, к сожалению, они уже очевидны всем. 

Постановления КМУ "Об утверждении правил улучшения качественного состава лесов" (№724 от 12 мая 2007 г.) и "Об урегулировании вопросов по специальному использованию лесных ресурсов" (№761 от 23 мая 2007 г.). Ими устанавливается, например, что выборочные санитарные рубки нужно проводить по согласованию с органами исполнительной власти, уполномоченными органами в отрасли охраны природы (п. 20). Такие согласования с чиновниками разных уровней отнимают столько времени, что своевременность необходимых санитарных мер на протяжении 1–1,5 месяцев теряет всякий смысл. Национальные природные парки (а это огромные площади лесов в Украине) из-за этих согласований изрядно ощутили последствия на себе. На некоторых дорогах, ведущих к лесу, вскоре нужно будет поставить предостерегающие знаки "В лес не заходить!", "Осторожно! Падающие сухие деревья!". 

Профессионалы лесного дела не воспринимают и такого: "основанием для рубок, в том числе оздоровления лесов, являются материалы лесоустройства" (?). Как известно, по этим материалам объемы рубок определяются без учета санитарного состояния насаждений. К тому же лесоустройство проводится с интервалом 10 лет и без участия специалистов-лесопатологов.

Закон "О природном заповедном фонде Украины" (№34от 16.06.1992г.), ст. 9-1: "Специальное использование природных ресурсов в пределах территорий и объектов природно-заповедного фонда осуществляется в пределах лимита и на основании разрешения на специальное использование природных ресурсов в пределах территорий и объектов природно-заповедного фонда". Как при таких ограничениях добиться крайне необходимых своевременных лесозащитных мер? 

Государственная целевая Программа "Леса Украины" на 2010–2015 гг., утвержденная постановлением КМУ №977 от 16.09.2009 г. Исполнителями этой Программы были Госкомлес (сейчас Госагентство лесных ресурсов), Минагрополитики, Минобороны, МЧС, Минтранссвязи, Киевская госадминистрация. Сумма финансирования — 21,9 млн грн (около 3–4 млн грн ежегодно). Среди многих задач и ожидаемых результатов находим в ней: "повышение устойчивости лесных экосистем, обеспечение защиты леса, уменьшение объема сплошных рубок". Последнее сегодня воспринимается уже как издевательство над лесом. Очевидно, что Программа с треском провалилась.

 Сам по себе временный мораторий на экспорт леса-кругляка (законопроект ВР №1362) приобрел среди работников лесного хозяйства широкую огласку. На первый взгляд, введение этого моратория сможет обеспечить достаточное сырье для украинских деревообделочников, производителей мебели и других товаров из древесины. Но, к сожалению, при этом внутренний рынок отходов древесины не сформирован. Увеличение остатков деловой древесины на складах угрожает не только быстрому преобразованию ее в дрова, но и создаст опасность для соседних насаждений массовым размножением на оставленной древесине опасной группы технических стволовых вредных насекомых. Это опять же огромные убытки для государства!

И последние три кола в своевременность лесозащитных мероприятий. Первый — Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты по охране животного мира" №322 от 09.04.
2015 г.: "В период массового размножения диких животных с 1 апреля по 15 июня запрещается проведение работ и мероприятий, являющихся источником повышенного шума… в том числе санитарных рубок". Второй — тендеры на рубки с 40 днями раздумий о недопущении коррупции при этих рубках. С точки зрения необходимости срочных лесозащитных мероприятий — это тоже за гранью здравого смысла. Третий — Протокол совещания КМУ от 12.05.2016 г. "Принять меры к прекращению выдачи в 2016 г. разрешений на проведение сплошных санитарных рубок в лесах всех групп и территориях ПЗФ". Приостановить рубки именно тогда, когда они крайне необходимы, особенно в сосновом и еловом хозяйствах? Короеды аплодируют! Им создали рай. 

Что мы должны срочно сделать в условиях непровозглашенного чрезвычайного положения в лесном хозяйстве Украины?

1. Осмыслить проблему. Это — первый шаг к ее решению. К сожалению, в обществе все еще господствует мнение: "Лес столько терпел, так и еще потерпит". В Верховной Раде хорошо было бы создать инициативное депутатское объединение вроде "Украинскому лесу — один хозяин". Прежде всего нужно сформировать Национальный консультативный совет по вопросам леса и принять Закон Украины "О национальной лесной политике". Концепция развития лесной отрасли должна строиться на достижениях украинской лесоводческой науки мирового уровня. Правительство обязано довести до ведома всех органов местной власти, районных и областных рад и администраций информацию о серьезности ситуации с насаждениями их региона. Это необходимо для эффективной реализации намеченных радикальных мероприятий с целью вывода их из чрезвычайного положения. 

Поскольку кардинальных изменений в лесном законодательстве в 2017 г. ожидать не приходится, областные рады и администрации своими решениями должны обязать всех пользователей лесов (прежде всего тех, кто имеет лесонасаждения сосны, ели и дуба) ликвидировать загромождение в лесах, используя лесопродукцию как альтернативный вид топлива в зимние периоды. Это будет ответом на угрозы Кремля устроить Украине "холодный апокалипсис". После этих мероприятий уже можно провести своевременные санитарные рубки. 

2. Только тогда, когда санитарные рубки будут синонимом рубок по воспитанию лесных насаждений, можно надеяться на улучшение ситуации с украинским лесом. В УНИ лесного и садово-паркового хозяйства НУБиП Украины есть достаточно разработок и рекомендаций по улучшению санитарного состояния лесных насаждений. Было бы желание их применить! Но "семь нянек", вероятно, будут смотреть бесстыжими глазами и притворяться, что ничего не видели и не слышали. 

3. "Мы пытаемся прицепить реактивный двигатель к телеге, да еще и удивляемся, почему она разваливается" (В.Кошелюк в ZN.UA от 12.12.2015 г.). 

В решения всех лесоводческих проблем мы должны вкладывать не столько материальные средства, сколько интеллектуальные ресурсы. Судьба будущего украинского леса в значительной мере будет зависеть от участия в ней тех, кто сегодня обучается лесоводческой науке. Но, к сожалению, и она в стадии стагнации. Значительный вред нанесла и наносит — пусть даже и модернизированная — модульная система оценивания знаний студента. Сейчас все сводится к "кнопкодавству". Преподаватель не имеет возможности общаться со студентом. Модульная система побуждает к тому, что студент не работает с учебниками, не может профессионально мыслить и общаться. Когда ему, бедному, смотреть в учебник (которого зачастую вообще нет), если в расписании занятий такое количество предметов, что "глаза разбегаются, глядя!" (Панас Мирный). На профессиональные дисциплины осталось всего ничего. 

4. Реформы в лесной отрасли — это в первую очередь процесс лечения, а для этого нужен квалифицированный диагноз. Имея за плечами большой опыт практической и научной работы, я считаю, что этот диагноз будет неутешительным: нанеся лесу огромные раны, его уже нужно не жалеть, а применять радикальные и болезненные хирургические методы, прислушиваясь к советам профессионалов, а не пиарщиков. Результатом своевременного и последовательного выполнения рекомендованных лесозащитных мероприятий будет значительный экономический эффект. На это всегда обращали внимание классики украинской лесоводческой науки (напрашивается аналогия со своевременными лечебными мероприятиями в человеческом обществе). Если же эти методы не внедрять, украинский лес умрет. Задача сводится еще и к тому, чтобы вся древесина после необходимых рубок полностью использовалась для новых видов лесопродукции (в частности как альтернативный вид топлива). 

5. Не дураки придумали три "П" — патриотизм, порядочность, профессионализм. Мы не можем позволить, чтобы на месте украинского леса появилась надпись "Погиб из-за глупости". Vita sine litteris mors est (Жизнь без науки — смерть).

Думаю, этот крик души не нуждается в особых комментариях. Его просто нужно услышать — вместе со словами Лины Костенко: "Щоб ці ліси не вимерли, як тур, щоб ці слова не вичахли, як руди".

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно