Под весенним солнцем тает снег, и этому рады, казалось бы, все. Только не работники львовского «Полиминерала». Дело в том, что именно пресная вода — самый опасный враг калийных шахт. Она растворяет их стенки, становится причиной карстовых провалов. И особенно опасны эти процессы на остановленных предприятиях, среди которых и Государственное горно-химическое предприятие «Полиминерал». Еще в 2004 году была принята правительственная программа, предусматривающая ликвидацию рудника № 1 и консервацию рудника № 2 ГГХП «Полиминерал». На это ежегодно планировалось выделять около 25—27 млн. грн. Однако таких средств предприятие никогда не получало. Наихудшим по объемам финансирования может стать 2009 год, хотя именно сейчас ситуация на шахте чрезвычайно острая.
Природа не терпит пустот, особенно подземных, говорят природоведы. Своевременно не ликвидированные прииски становятся причиной серьезных разрушительных техногенных землетрясений. Одна из таких техногенных катастроф произошла в Дрогобычском районе, на Львовщине, в конце января 2004 года. Особенно досадно то, что «земля уходила из-под ног» не где-нибудь, а вблизи знаменитого курорта «Трускавец».
И вот в регионе возник еще один источник разрушительных процессов. Речь идет о руднике № 2 Стебницкого ГГХП «Полиминерал», который уже шесть лет как прекратил свою работу. Теперь он представляет большую угрозу для региона. Добычу калийной соли прекратили, но шахту не законсервировали, не оградили от пресных вод. Средства для этого поступают нерегулярно.
Из-за ежегодного недофинансирования Комплексного проекта консервации рудника № 2 и рекультивации нарушенных земель Стебницкого ГГХП «Полиминерал», утвержденного Кабмином, карстовые процессы происходят на всей площади горного отвода рудника. Еще в начале 2008 года ученые предупреждали руководство страны о реальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации с разрушительными последствиями — как регионального, так и международного уровня. Но правительство выделять средства не спешило.
Только в начале 2009 года Стебнику дали 4 млн. грн. И хотя Кабмин обещает выделить еще
2 млн. грн., этого хватит лишь на зарплату коллективу, на обслуживание шахты и оплату электроэнергии. Роботы по консервации шахты снова придется отложить.
Как объяснил исполнительный директор отделения горно-химического сырья Академии горных наук Украины кандидат геолого-минералогических наук Анатолий Гайдин, процесс консервации шахты заключается в заполнении выработанных подземных пустот насыщенным раствором калийных солей, что гарантирует ее безопасность. Сейчас в хвостохранилище бывшего калийного предприятия насчитывается около 8 млн. тонн солей и 3 млн. тонн рассола. Дело только за тем, чтобы подать этот рассол на обогатительную фабрику, насытить калийными солями и закачать в шахту. Для этого даже проложена труба, но нет насосных станций, другого оборудования. А потому реализация проекта находится на нулевой отметке – государство снова не выделило средств.
Впрочем, это не единственная проблема, которая беспокоит ученых и коллектив предприятия. Неожиданно под угрозой разрушения оказались и сами хвостохранилища. А виновата опять-таки пресная вода, которая, попадая в огромные емкости с калийными солями, начинает свою разрушительную работу. Стенки емкости постепенно истончаются. Все это может привести к печальным последствиям. Так, в 1983 году после обильных дождей емкости с калийными солями переполнились и десятки тысяч тонн неживой соляной воды ринулись в Днестр, уничтожив все на своем пути. В том числе и черноморские лиманы. Экологи говорят, что последствия этой катастрофы до сих пор дают о себе знать. Что-то подобное может произойти и сегодня. Приборов, позволяющих увидеть, что происходит на 50—
60-метровой глубине, у ученых нет, поэтому о реальном состоянии стенок они могут только догадываться.
К огромным разрушениям может привести и попадание пресной воды (особенно весной) в шахтные выработки. В зоне влияния подземных горных выработок и связанных с ними деформаций земной поверхности окажутся жилые дома, водопровод «Горное-Дрогобыч», линия высоковольтной электропередачи, шоссейная дорога и железнодорожная линия Трускавец – Львов. Их придется переносить в срочном порядке, а для этого понадобится не менее чем 200 млн. грн. Без воды, света и транспортного соединения могут остаться жители Дрогобыча и Трускавца.
На первый взгляд, территория бывшего калийного рудника ничем не напоминает место будущей техногенной катастрофы. Разве что с каждым годом увеличиваются возникшие на месте карстовых провалов небольшие озера. Но ученые предупреждают: пройдет максимум год-два — и они уже займут площадь в 14—15 гектаров. При этом подземная стихия не будет предупреждать, когда именно начнет реализовывать свой страшный сценарий.