Глазго: как Украине не стать климатическим отщепенцем?

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Глазго: как Украине не стать климатическим отщепенцем? © Вісник
Экореволюция только до 2030 года обойдется нам в 100 миллиардов евро

В британском Глазго стартовала 26-я Конференция ООН по изменению климата (UN Climate Change Conference, COP26), которая не только закрепит существующие экологические и климатические тренды, но и откроет новые, изменяющие ключевые принципы экономики и потребления. Ведь климатический кризис стал глобальным и острым. Так, по данным Всемирной метеорологической организации, концентрация в атмосфере парниковых газов, удерживающих тепло, достигла нового рекорда: «В 2020 году концентрация CO2 достигла 413,2 части на миллион — это 149% от доиндустриального уровня; концентрация метана — 262%, а закиси азота — 123%».

Региональный посол COP26 в Европе, Центральной Азии, Турции и Иране Дэвид Моран считает, что климатическая конференция ООН в Глазго станет эпохальной: «Немногие события в мире несут в себе большие исторические изменения. Одним из таких было подписание Парижского соглашения в 2015 году. Конференция в Глазго будет иметь более серьезные последствия. Отчеты, которые будут представлены, готовили сотни ученых мира на точных данных и моделях. Изменения климата прогрессируют. И некоторые из них прошли точку невозврата. Мы уже живем в мире, который теплее на 1,3 градуса (по сравнению с доиндустриальным периодом. — Р.Я.). Последствия мы видим всюду — наводнения в Нидерландах, Бельгии, Германии и т.п. Украина тоже страдает — наводнения в Карпатах, лесные пожары в зоне ЧАЭС и на востоке страны».

Финансовый пирог помощи

Ключевых вопросов COP26 несколько. Один из них — формирование пула помощи развивающимся странам. Это бюджет в 100 млрд долл. в год. Сбросятся развитые страны. Помощь обещают тем, кто реально двигается к углеродной нейтральности. Украине крайне нужна финансовая поддержка. Наша экореволюция только до 2030 года обойдется в 100 млрд евро.

Сейчас в Украине пытаются повысить углеродный налог. Пока это 10 грн за тонну эмитированного в атмосферу углекислого газа. Очень мало, если сравнивать со странами ЕС. Там — десятки и даже сотни евро. Например, в Швеции он составляет 116 евро/тонна СО2. В законопроекте №5600, который вот-вот примут, речь идет о повышении налога в Украине до 30 грн. Но и это чуть больше, чем ничто, если планировать за эти средства проводить «зеленые» реформы. Поэтому правительство искренне надеется на часть пакета помощи в 100 миллиардов долларов. И ради этого сделано немало.

Прежде всего Украина подала обновленный Национально определяемый вклад (НОВ-2), в котором взяла на себя амбициозные обязательства: к 2030 году сократить выбросы парниковых газов на 65% по сравнению с 1990-м. Но как это сделать, чтобы не погубить экономику?

По словам члена комитета ВР по вопросам экономического развития Мусы Магомедова, декарбонизация с такими обязательствами может закончиться деиндустриализацией. Трудно не согласиться, ведь в условиях безденежья единственный путь снижения выбросов — закрывать производства. В НОВ-2 прописаны только обязательства, но не механизмы, как их достичь и, главное, за счет чего. Следовательно, у стран-доноров может возникнуть логичный скепсис по поводу наших климатических обещаний. Потому что Украина уже не впервые дает слово и потом его не соблюдает.

Председатель правления Украинской ассоциации бизнеса и торговли (UBTA) Дмитрий Лось привел пример солнечной энергетики, которая сначала вызвала бум инвестиций, а потом их отток из-за того, что государство проигнорировало взятые на себя обязательства. Чтобы был шанс на «карбонную» помощь, Украине следует железно гарантировать последовательность регуляторной политики в отношении «зеленых» бизнесов. Непредсказуемость может стать причиной того, что в помощи нам могут отказать.

«Важно, чтобы главным сюрпризом не стала позиция ключевых игроков (на 26-й Конференции ООН по изменению климата. — Р.Я.), что нашей стране не следует ждать особых реальных денег для программ декарбонизации своей экономики», — подчеркнул Дмитрий Лось.

По его словам, существует неясность и в генеральных планах Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины, в частности по углеродному налогообложению. Пока точно известно, что налог будут увеличивать и собирать. А вот как будут распределять, непонятно.

На сегодняшний день 100% налога поступает в общий фонд госбюджета. Его увеличение даже до 30 грн за тонну СО2 не выглядит эффективной мерой, пока не будет принято решение о целевом фонде по декарбонизации, который бы этот налог рециркулировал в программы декарбонизации украинского бизнеса.

Картина по планам Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины вообще неутешительная, потому что накануне СОР26 ключевая фигура, отвечающая за экологию, де-факто в отставке. Как известно, руководитель этого министерства Роман Абрамовский написал заявление на увольнение, и 3 ноября Верховная Рада удовлетворила его желание покинуть пост министра. И это, несомненно, негативно скажется на усилиях, прилагаемых Украиной на пути климатических реформ с момента подписания Парижского соглашения.

Речь идет и о стратегии низкоуглеродного развития, и о стратегии адаптации к изменению климата, и о системе инвентаризации парниковых газов, прописанных в том числе в законах «О мониторинге, отчетности и верификации парниковых газов», «Об энергоэффективности» и «О внесении изменений в Закон «Об альтернативных видах топлива». Кроме того, недавно Украина подала в ООН стратегию трансформации продовольственных систем, включающую климатические реформы и принципы green deal smart в украинском агросекторе.

«Доля возобновляемой энергетики в производстве электроэнергии выросла с 7,9% в 2015 году до 11,3% в 2020-м, а на протяжении 2012–2019 годов значительно уменьшилась энергетическая интенсивность ВВП. В программе энергетической эффективности на протяжении 2014–2020 годов приняли участие 860 тысяч семей. А благодаря работе Фонда энергоэффективности на 50% уменьшены платежки рядовых граждан. Стратегия экономического развития-2030 предусматривает увеличение доли ВИЭ в производстве электроэнергии до 25%», — добавил глава UBTA. И вот буквально на днях Украина присоединилась к глобальной инициативе по сокращению выбросов метана Glоbаl Меthаnе Рledge.

«Мы пытаемся быть в тренде, но сил экономики мало, чтобы продолжать в том же темпе. Есть все шансы забуксовать, если Запад финансово не подкрепит наши успехи. В конце концов, без таких стран, как Украина, глобальная декарбонизация невозможна», — так считает известный финансист Ларри Финк, являющийся гендиректором компании BlackRock Inc., которая руководит активами на 9,5 трлн долл.

По его подсчетам, развивающимся странам понадобится около 1 трлн долл. ежегодно на протяжении следующих трех десятилетий, чтобы мировая декарбонизация стала реальностью. «Сейчас развивающиеся страны получают только 150 млрд долл. в год. Так что мы на пути к провалу», — считает Л.Финк.

Кнут и пряник

Конечно, как и в каждой ситуации, кроме пряника, есть и кнут. Финансовой помощи на всех не хватит, а недостаток будут компенсировать обструкциями. К примеру, отказом в кредитах на проекты, не соответствующие «углеродным» нормам. То есть мировые финансовые институты хотят ограничивать кредитование стран и бизнесов, не успевающих за установленными нормами по СО2.

В мире наблюдается мощная тенденция по «озеленению» кредитов. Банки обновляют таксономию проектов, которые они будут финансировать. Она становится более «зеленой». Поэтому сейчас из-за большой углеродоемкости проекта банк может отказать в кредите.

В мире уже многие кредиторы объявили о том, что не будут финансировать проекты, связанные, например, с добычей и использованием угля.

Украина очень зависит от внешних займов для перекредитования старых долгов и кредитования новых потребностей. Впрочем, похоже, что здесь у правительства вскоре возникнут проблемы, потому что до сих пор у него нет четкого видения, как начинать жить без ископаемого топлива, прежде всего угля.

На саммите G20 в Риме, предшествовавшем конференции СОР26, ключевые экономики мира приняли решение, что с 2022 года больше не будут инвестировать в строительство грязных угольных мощностей. Хотя дату, когда полностью откажутся от угольной генерации, так и не смогли назвать. Впрочем, это не означает, что страны-лидеры не будут требовать от нас избавляться от угольной зависимости. Очевидно, что «углеродоцит» будет едва ли не основным акцентом западного мира в течение ближайших пяти лет — до следующей климатической конференции.

А тут Украина чувствует себя неуверенно из-за значительной доли угольной генерации и большого количества граждан, задействованных в добыче угля. Следовательно, можем прибегать и к обратному движению. Эксперт по вопросам энергетики Роман Ницович предостерегает, что в последнее время Украина так и делает — двигается в противоположном направлении.

« В Украине наблюдается тенденция, противоположная мировой. У нас поддержка ископаемого топлива, по крайней мере в части бюджетов, в части гарантий под привлечение кредитов, усиливается. В то же время в части декарбонизации, энергоэффективности и экологических мер — сокращается. В мире же все страны свои стимулирующие пакеты направляют именно на «зеленый» рост. В ЕС по меньшей мере 37% кредитов, грантов идут на климатические инвестиции», — уверяет Р.Ницович.

В нашей стране серьезные проблемы и с транспортом. Отрасль нуждается в быстрых «зеленых» реформах. Подписанное в ЕС «Европейское зеленое соглашение» (Green Deal) требует, чтобы значительная часть из 75% внутренних грузов, которые перевозятся сегодня автотранспортом, перешла на железнодорожные и внутренние водные пути. В Украине львиная доля перевозок — за грузовыми автомобилями, которые на 80% родом из 90-х годов прошлого века и не соответствуют никаким экологическим стандартам.

Уже вчера надо было внедрять дополнительные экологические сборы, чтобы стимулировать грузодателей переходить на железную дорогу. В Европе декарбонизацию перевозок видят именно на рельсах. Большинство железнодорожных путей электрифицированы, поэтому выбросы СО2 на доставку товаров минимальны.

***

Изменения можно осуществлять вместе со всеми постепенно или стремительно, когда припечет. Отсиживаться, наблюдая, как мир «озеленяет» свои экономики, — не вариант. Климатический тренд — вопрос не выбора, а только времени. Изменения произойдут, будем мы готовы к ним или нет. Так, лет пять назад скептики смеялись над относительно быстрым появлением автотранспорта на водороде. А уже этой осенью в Украине зарегистрировано первое водородное авто.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме