Кто хотя бы раз побывал в Кракове или Варшаве, знает, что купаться в Висле решится только сумасшедший. Как тогда воспринимать утверждение, что уже через шесть лет в центрах этих польских городов будут красоваться роскошные пляжи, и сотни отдыхающих и туристов будут купаться в чистой реке? Как это ни странно, но именно такую цель поставил перед поляками Брюссель, а если достичь ее не удастся, то польские города и самоуправляющиеся общины будут платить огромные штрафы.
Речь идет о Рамочной водной директиве — евросоюзовском документе, принятом в декабре 2000 года и введенном в национальные законодательства стран — членов сообщества. Общая цель директивы — привести все реки на территории Евросоюза в состояние, близкое к естественному, чтобы чистота воды в них достигла первого класса. Реализация указанной директивы только в Малопольском воеводстве Польши будет стоить 250 млн. евро, потому можно представить весь масштаб поставленной задачи. Что важно: очистка вод Вислы станет возможной только в случае присоединения к этой программе Украины, поскольку в Польшу текут также украинские притоки Сяна и Западного Буга. Не исключено, что поляки за собственные средства построят очистительные сооружения на территории Львовщины и Волыни: такие предложения уже обсуждались и были восприняты положительно.
Полное изменение подхода
Что означает понятие «хорошее состояние рек, близкое к естественному»? «Это состояние определяют три фактора: химическое качество воды (отсутствие загрязнений), биологическое многообразие и естественное течение. То есть на реках не рекомендуется строить искусственные гидротехнические сооружения, за исключением глубоко обоснованных случаев, а канализированным рекам следует возвращать естественный вид, — объяснила корреспонденту «ЗН» Барбара Шамы из регионального управления водными ресурсами в Кракове. — Водное управление должно исследовать все реки и определить те их участки, которым можно предоставить статус искусственных каналов или сильно измененных рек. Это, например, судоходные каналы, искусственные озера или противопаводковые конструкции, которые, с учетом общественно-экономических потребностей, имеют право на существование».
В целом внедрение водной директивы в Польше начали с организационных вопросов. Евросоюз требует изменить принцип управления водными ресурсами: юрисдикция отдельных водных управлений должна охватывать естественные регионы (бассейны) независимо от их административной принадлежности. Все реки поделили на элементарные единицы длиной в несколько километров, так называемые части вод. Потом провели исследования этих единиц, чтобы определить их статус (река сильно изменена или нет, горная или низменная), а также биологическое и физико-химическое состояние. Следующий этап — определение причин загрязнений и возможных способов их ликвидации, разработка для каждой единицы программы улучшения состояния вод до 2015 года. Если достижение «абсолютной» чистоты до указанного срока является нереальным, можно внести указанную водную единицу в черный список частей вод, для которых улучшение ситуации будет более длительным. Однако на это должен дать согласие ЕС, а водное управление совместно с местной самоуправляющейся общиной должны предложить новый график, расписанный до 2022 года.
Без многомиллионных инвестиций не обойтись
Что на практике означает приведение всех рек в состояние, близкое к естественному?
— Прежде всего каждый город и населенный пункт, насчитывающий более двух тысяч жителей, должны иметь канализацию, а стоки — очистку, — говорит Барбара Шамы. — Это задачи для городов и сельских общин. Они их выполняют: например, Краков несколько лет назад запустил второе современное очистительное сооружение для коммунальных стоков. Лодзь, Торунь и многие другие большие города также полностью очищают сточные воды. Последняя огромная метрополия, сбрасывающая свои стоки в реку без очистки, это Варшава. Строить колоссальное очистительное сооружение «Чайка», которое стоит больше, чем Национальный стадион, и сегодня является крупнейшей польской инвестицией, варшавян заставила только водная директива.
«Инвестиция будет готова до конца 2010 года, хотя в этот срок очень сложно вложиться. Но альтернативы нет: если опоздаем хоть на квартал, заплатим огромные штрафы, это почувствуют жильцы города в виде высоких счетов за воду», — говорит Ярослав Судол, руководитель варшавской «Чайки».
Та же перспектива высокого штрафа заставила не сидеть сложа руки власть города Катовицы, которая совместно с соседними Мысловицами недавно начала строительство современной системы обращения с жидкими отходами.
Значительно более серьезную проблему представляют стоки с сельской территории. Подключение села к канализации не всегда возможно, поэтому еэсовская директива предусматривает альтернативу. В тех населенных пунктах, где нет канализации, каждое хозяйство должно установить приусадебные фильтры для стоков. Учитывая нынешние реалии, эта задача кажется невыполнимой, хотя, с другой стороны, после вступления в ЕС польское село уже пережило такие преобразования, что все возможно.
Дополнением к этим мероприятиям должно стать «экологическое» сельское хозяйство. Серьезной причиной загрязнения является попадание в реки излишков удобрений, вымытых дождями с почвы. Поэтому предусматривается обучение крестьян рациональному хозяйствованию и сохранению биологического многообразия на полях.
Сколько все это будет стоить? Строительство очистной системы для двух третей Варшавы потянет на 400 млн. евро, около 60% этой суммы предоставит ЕС. Очистное сооружение немного поменьше, которое обслуживает более половины жителей Кракова, стоило 85 млн. евро, а система для городов Катовицы, Сосновец и Мысловицы — 30 млн. евро. «Гмины могут получить дотацию от ЕС на 60% инвестированных средств. В то же время для мероприятий, предотвращающих загрязнения в сельской местности, дотации из различных источников, в частности польских фондов, могут достигать даже 100% средств, — объясняет Катажина Бегун, эксперт по вопросам водного хозяйства. — Причем в Польше практически не бывает так, чтобы строительство какого-либо большого природоохранного объекта велось, опираясь только на собственные финансовые источники. Потому введение водной директивы не будет таким затратным, как это может показаться на первый взгляд».
А что же Украина?
Несмотря на то что природа не знает границ, не стоит ждать, что европейцы озаботятся состоянием Днепра, Днестра или Десны. Украина пока может только мечтать о таких дотациях на очистные сооружения или канализацию, которыми пользуются Польша или Словакия. Однако есть исключение: это небольшая часть Украины, находящаяся в бассейне Балтийского моря (почти внутреннего моря ЕС), на притоках Вислы. Загрязнение Полтвы (реки, куда сбрасываются стоки Львова), Западного Буга или Шкла автоматически становятся загрязнениями польской Вислы и, в меньшей степени, чувствительной Балтики. А это уже касается не только Украины, но и всего ЕС.
Пока только шведы поняли, что Украина не может своими силами справиться с этой проблемой. И если Швеция не поможет Украине финансово, загрязнения Львовщины в дальнейшем будут попадать в море, а о выпестованной шведами чистой Балтике можно будет забыть. В решении проблем со стоками Львова активно помогает НЕФКО — финансовая корпорация стран Северной Европы. Кроме того, Украина может рассчитывать на гранты правительства Швеции, Норвежского финансового механизма и фондов поменьше. Тем не менее легче всего получить деньги на неинфраструктурные проекты, в частности научные исследования состояния вод украинских рек. Такие исследования, опять же — за шведские деньги, выполняет на Львовщине Коалиция чистой Балтики. А в самом Львове, при Университете им. Ивана Франко, уже почти двадцать лет действует отделение Балтийского университета, которому вопрос охраны западноукраинских водоемов также не чужд.
Как сказал «ЗН» Ежи Греля, директор регионального управления водными ресурсами в Кракове, его ведомство уже обсуждало вопрос возможного финансирования польской стороной природоохранных инвестиций на Львовщине, в притоках реки Сян. Было даже согласие на это Варшавы и деньги центрального фонда страны. Но дальше слов дело не пошло.
Однако этих европейских источников финансирования так мало, что денег не хватает даже на очистку немногих украинских рек, текущих в направлении Балтики. Как тогда решить проблему? Главное, ею следует заняться, — и это задача прежде всего украинских дипломатов и Минприроды. С Чернобылем удалось: тогда Киев все же убедил Европу, что инвестирование денег в охрану природной среды Украины — это прежде всего инвестирование в чистую среду и безопасность евросоюзовских стран. Такой же подход нужен и для предотвращения загрязнения рек и воздуха, а программа «восточного партнерства» — лучший форум для обсуждения и решения этих проблем.