Гирло Быстрое — один из рукавов, по которому могучий Дунай вливается в Черное море |
Я родом из старинного села в Бессарабии. Если смотреть за реку на юг, там — Добруджа. Еще в начале прошлого века с того берега пришла песня: «Добруджа, Добруджа! Кругом вода, а ты — пустыня!» Но люди трудились и преобразили край. Результаты их усилий особенно заметны в последние десятилетия. Румынские специалисты, например, увеличили производственные мощности порта Констанца. Это предприятие — крупнейшее на Черном море, его грузооборот — 39,9 млн. тонн, около 65% переработки в украинских морских портах вместе взятых. Подобная пропорция сохранилась и в последующие годы. Не меньшее значение имеет и система грамотно обустроенных судоходных каналов. Главный проходит по Сулинскому гирлу Дуная. Это серьезное инженерное сооружение протяженностью 75 км и глубиной 7,3 м предназначено для судов морских и типа «река-море». Проходит через Дунайский биосферный заповедник (в этом его отличительная особенность). Румынское законодательство предусматривает на данной территории «транзитные или экономические зоны, в которых разрешена традиционная экономическая деятельность с проведением природоохранных мероприятий». Указано также, что администрация заповедника сотрудничает «с местными государственными администрациями с целью защиты интересов местных жителей, улучшения качества и стандартов их жизни».
Исходя из имеющегося опыта, можем оценить ситуацию, которая сложилась в нашем устье реки. Хозяйственная жизнь здесь всегда была интенсивной. Однако политики начали разыгрывать балканскую карту — Дунай остановился. В Украине разгул «экономических фантазий» — флот распродан, а оставшийся бездействует. На этом фоне — фестиваль экологического либерализма и экстремизма одновременно. Одно из его проявлений — создание в 1998 г. биосферного заповедника «Дунайские плавни». Площадь — 46,4 тыс. га плюс двухкилометровая полоса в акватории Черного моря.
Писатель Т.Манн как-то сказал: «Европа — это Германия с бахромой». Интересы «экологической бахромы» все более проясняются, они — вправе запрещать. Но что происходит с главным — с судоходством, которое кормит население городов и весей придунайского края?
Раньше суда ходили через Прорву, которая находится в северной части дельты. По данным профессора Ю.Шуйского из Одесского национального университета, «средний годовой слой черпаемых здесь наносов достигал 5,6 м при судоходных глубинах — около 6 м. Прорва практически стала отмирать. Одновременно начали возрастать водность и глубины гирла Быстрое, которое находится в центральной части дельты. Так, в 1989 г. его глубина составила 6,7 м, а в 2001 г. — 8,1 метра». В результате дальнейших выкладок ученый делает вывод: «Русло Быстрое следует рекомендовать в качестве основного судоходного. При этом следует исходить из коренной трансформации структуры производства в Украине и из новых хозяйственных природопользовательских приоритетов».
Со своей стороны генеральный директор ассоциации «Укрпорт» В.Борисенко считает так: «Если не построим судоходный путь через гирло Быстрое сегодня — все равно, лет через десять-пятнадцать снова вернемся к данному вопросу».
В этом смысле показательным является пример Л.Эрхарда. Он не стал гадать: что дальше будет? В 1936 году, оставшись безработным, составил первый проект реформирования германской экономики после ее поражения. Разумная предусмотрительность.
Поэтому так целенаправленно и предусмотрительно строит свою политику по осуществлению проекта канала через гирло Быстрое государственное предприятие «Дельта-Лоцман» (г. Николаев). Как сообщил директор предприятия В.Бездольный, «рабочая группа приступила к делу в декабре 2000 года. Принципиальная задача: разработать проект не в «традиционно научном смысле», а в реальной плоскости, для практического применения. Были собраны материалы со всех организаций и учреждений, причастных к данной теме. Так набралось 12 томов документов. Одновременно создали экспедицию, состоящую из трех промерных комплексов, оснащенных электронным оборудованием. Это позволило решать задачу не узко, в хоздоговорном смысле, а расширенно: от экономики до геодезии, топографии, картографии и экологии. Измерения сопровождались аэрофотосъемкой. Таким образом были изучены 68,5 км дельты реки. Для того, чтобы «оцифровать» проект, была создана математическая модель устья Дуная. С ее помощью «проиграна» трасса прохождения судов по каналу. Непосредственно на физической модели гирла Быстрое проверяется расчетная база проекта. Это позволит уменьшить возможные ошибки на стыке «Дунай — Черное море». Проведены также маркетинговые исследования грузопотоков на европейской транспортной артерии за последние сто лет. Все работы проводятся в тех программных оболочках, стандартах и форматах, которые приняты в странах ЕС. Определяя перспективы судоходства по реке, специалисты ГП «Дельта-Лоцман» разработали систему «Региональная служба движения судов», которая отвечает мировым стандартам. С проектом строительства судоходного пути по гирлу Быстрое в принципе согласились: Госкомитет по водному хозяйству, Госкомитет по земельным ресурсам, Госкомитет по делам охраны государственной границы, Минтранс и другие.
Ну хорошо, будет построен канал по Быстрому. Что это даст экономике Украины, народу Придунайского региона? «Что — городу, что — Риму?» — спрашивали древние. Доходы от эксплуатации канала за десять лет в сумме составят 351,2 млн. грн, чистая прибыль — 105,3 млн. грн. При этом ГП «Дельта-Лоцман» гарантирует, что после начала работы в 2003 г. все последующие капитальные вложения могут осуществляться в течение девяти лет за счет собственных средств. Количество рабочих мест в регионе увеличится на 4230. Доходы местных предприятий морской отрасли возрастут на 131,7 млн. грн, прибыль составит 90,2 млн. грн., а отчисления в госбюджет — 11,65 млн. грн. Как свидетельствуют расчеты, предоставленные специалистами Украинского дунайского пароходства, уже в 2006 году доходы моряков увеличатся на 40% и могут составить 400 млн. грн, при этом отчисления в госбюджет — 27 миллионов.
Кто ж против этого? Возражения Минэкологии сводятся к тому, что плавание судов «по гирлу «Швидке» (!?) противоречат положениям Рамсарской конвенции о водно-болотных угодьях, принятой 30 лет назад, законам Украины «Об охране окружающей среды» и «О природно-заповедном фонде Украины». Существует опасение, что канал уменьшит территорию заповедника. Ничего подобного, принципиальная позиция авторов проекта: общая площадь биосферного заповедника должна сохраниться полностью. Незначительные изменения произойдут лишь при проведении зонирования на берегах гирла Быстрое. Есть еще пара-тройка замечаний, но это — «бахрома» и маневры.
Состоятельность основных возражений я попросил прокомментировать кандидата юридических наук, ведущего специалиста кафедры аграрного, земельного и экологического права Одесской национальной юридической академии И.Каракаша. Вот его мнение: «В принципиальном плане действующее законодательство Украины не исключает хозяйственное использование территорий и объектов природно-заповедного фонда. Более того, украинская экологическая доктрина рассматривает осуществление природопользования как одну из форм природоохраны. Что касается Рамсарской конвенции, то относительно неизменности территории следует напомнить следующее: сторонам определено право исключать из списка водно-болотные угодья или сужать их границы, которые уже внесены в список, оперативно информируя правительство. Далее в тексте указывается, что стороны самостоятельно определяют и осуществляют планирование таким образом, чтобы содействовать защите водно-болотных угодий, а также рациональному использованию их на своих территориях. Из приведенного выше не следует требование о неизменности территорий заповедника».
Сооружение и эксплуатация каналов в устье реки для региона просто необходима. Ведь, согласно документам, подписанным Украиной на Конференции по вопросам окружающей среды и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.), все страны, особенно те, которые развиваются, имеют право доступа к ресурсам, которые им необходимы для достижения устойчивого социально-культурного развития; экономическое и социальное развитие, а также преодоление бедности являются главными и доминирующими приоритетами в странах, которые развиваются.
Сторонники канала предлагают скорректировать законодательство так, чтобы «вывести гирло Быстрое из состава абсолютно заповедного участка и включить его в зону антропогенного участка, при этом не меняя общей территории биосферного заповедника». В принципе не против этого и сам директор биосферного заповедника А.Волошкевич. На совещании, которое состоялось в минувшем году в Вилково, он заявил: «Мы находимся на территории, на которой, в принципе, хозяйственная деятельность не приветствуется. Тем не менее мы говорим «за!» каналу по гирлу Быстрое».
Профессор Одесского национального университета А.Топчиев предлагает решить проблему в «формате европейской актуальности»:
— Статус Дунайского биосферного заповедника нуждается в гармонизации в соответствии с европейскими стандартами. Западные страны разработали так называемую Севильскую стратегию (1995 г.) формирования Всеевропейской экологической сети в виде биосферных резерватов. Они сочетают функции экологического и социально-экономического развития в отличие от заповедников, которые играют только природоохранную роль. Предназначение резерватов — сменить наши традиционные биосферные заповедники.
В 2003 году в Киеве состоится конференция министров экологии европейских стран. В ходе ее работы Украина должна продемонстрировать свою политику в формировании национальной экологической сети, ее гармонизацию с сетью европейских биосферных резерватов. Однако в нашем законодательстве действует категория «биосферный заповедник», но вопросы устойчивого социально-экологического развития в нее не включены. Это входит в противоречие с общеевропейскими стандартами и требует корректировки.
В 2001 году данная проблема обсуждалась в Одессе на международном совещании в рамках программы ТАСИС «Придунайские озера». Тогда было разработано предложение о необходимости изменений в законе «О природно-заповедном фонде Украины» и о создании на месте заповедников биосферных резерватов. В решениях совещания обоснованно предлагались следующие шаги: расширить функции созданного резервата за счет сочетания природоохранной и хозяйственной деятельности; разработать новую схему его функционального зонирования, которая обеспечит надлежащую охрану природы и предоставит возможность для устойчивого социально-экономического развития региона.
В настоящее время населению региона приходится буквально доказывать свое право на жизнь и работу в условиях нашего «природопользования». Ведь 95% территории заповедника «Дунайские плавни» — это более 46 тыс. га — полностью исключены из хозяйственного использования. Принятая схема зонирования настолько ограничила такую деятельность, что вызывает массовые протесты.
Действующая ныне схема функционирования заповедника превращает украинскую часть дельты Дуная в своеобразную «пробку», которая закрывает наш участок VII Международного транспортного коридора «Дунайский водный путь». Для сравнения, в соседней Румынии зонирование «Нижнедунайского биосферного резервата» произвели таким образом, что более 90% его допускает хозяйственное использование земель и акваторий. Мировой опыт свидетельствует о том, что транспортные коммуникации в пределах заповедников и резерватов функционируют как вид водопользования, который при осуществлении контроля и регламента является экологически безопасным.
* * *
Для народа, живущего в дельте Дуная, суда, плывущие по гирлу Быстрое, есть самое настоящее и полное проявление жизни. Не в философском, а в конкретном, можно даже сказать биологическом смысле. Здесь, когда говорят о заповеднике, видят работающего в нем человека. Однако беда наша в том, что мы осложняем простые вещи сложным их пониманием.