22 октября 1990 года группа вашингтонских законодателей отметила свое достижение: ей удалось добиться пересмотра национального закона о защите окружающей среды - впервые за 13 лет! Новый закон больно задел интересы многих индустриальных предприятий и в общей сложности должен был повлечь за собой расходы порядка 25 млрд.долл. «Прийти к соглашению было нелегко - многим это дорого обошлось», - вспоминает один из лоббистов.
Но 1 января 1995 года настал срок, когда штаты должны были в целом завершить переход на новые стандарты, предусмотренные новым «антисмоговым», как его называют, законом. А как обстоят дела в действительности?
Проект реализации закона предусматривал введение новых стандартов, во-первых, в отношении самих автомобилей, которым полагается отвечать повышенным экологическим требованиям. Во-вторых, намечалось перевести автомобили на более чистое топливо - лучше очищенный бензин, природный газ или электричество. Наконец, предполагалось ввести экологический контроль за техническим состоянием автомобилей. Его должны были бы осуществлять специальные централизованные автостанции, которые предстояло создать.
Но как только дело дошло до исполнения, так начались, что называется, пробуксовки. Прежде всего очевидно, что потребитель отнюдь не в восторге от перспективы выложить из своего кармана вовсе не лишние в его бюджете 2.800 долл. (в среднем) за более чистую в экологическом отношении модель. А значит, автопромышленники не торопятся такие модели выпускать.
Во-вторых, штаты уклоняются от обязанности законодательно ввести продажу очищенного бензина. А
в-третьих, губернаторы штатов отбиваются от предписания создать централизованные автостанции проверки на соответствие экостандартам.
Глава Федерального управления по охране окружающей среды (Еnvironmental Protection Agency - EPA) Кэрол Браунер теперь делает послабления то одному губернатору, то другому, всеми силами стараясь избежать всеобщего губернаторского «восстания». Но почему? Ведь у Браунер в руках сосредоточена огромная власть: она может наказать любой из штатов, нарушающий закон, срезав миллиарды долларов из штатного бюджета на строительство скоростных магистралей. Но она предпочитает идти на уступки штатам: «Я предпочитаю проявлять гибкость в отношении штатов и иметь дело с губернаторами, иначе мне придется воевать с конгрессменами», - говорит она.
Иначе говоря, законодатели-конгрессмены могут пересмотреть закон и даже отменить его. А поскольку Конгресс теперь - республиканский, а республиканцы к этому закону относятся весьма отрицательно, то есть вероятность, что закон будет в скором будущем отменен. Пока же он остается в силе и обязывает штаты так или иначе снижать уровень загрязнения окружающей среды.
Без недовольных все равно дело не обойдется, даже и в случае отмены закона. На Браунер за ее компромиссы уже имеет зуб нефтяная индустрия. Если бы Браунер настояла на переводе автомобилей на очищенный бензин, эта индустрия имела бы изрядную прибыль: один галлон очищенного бензина стоил бы на 10 центов дороже обычного. Но водители стали возмущаться и протестовать, и 28 графств Пенсильвании, «идя навстречу пожеланиям трудящихся», отказались ввести у себя в продажу бензина более высокой степени очистки. А вслед за ними - и некоторые другие графства в других штатах тоже стали протестовать против нововведения. Для нефтепроизводителей перспектива выпускать бензин разной степени очистки для разных штатов (даже при условии, что найдутся такие нестроптивые, которые согласятся пользоваться дорогим бензином), уже создает немалую проблему. И вся отрасль не может простить Браунер того, что она затянула реализацию этой программы до 1 января 1995 года.
Еще одну уступку Браунер сделала в отношении создания централизованных автостанций проверки на соответствие экостандартам. Специалисты по охране окружающей среды говорят, что централизованная проверка обойдется дешевле и будет надежнее, чем проверка на бензозаправочных станциях. Пойдя и тут на компромисс, Браунер позволила штатам использовать менее точное оборудование, чем изначально предполагалось.
Сговорчивость Браунер вызвала много критики в ее адрес. Уильям Рейли, возглавлявший Федеральное управление по охране окружающей среды во времена Буша, заявил осуждающе, что клинтонисты «слишком часто поднимают белый флаг, и эта грустная ситуация имеет тенденцию повторяться». Чтобы принять новый закон об охране окружающей среды, администрация Буша четыре года назад создала коалицию, и теперь члены этой коалиции и ее сторонники возмущаются и вопрошают, обладает ли Браунер в достаточной мере политическим искусством, чтобы провести закон в жизнь. Однако те, кто более прагматичен в жизни, справшивают: зачем было принимать закон об охране окружающей среды на федеральном уровне, если природные условия и география индустриального производства в каждом штате обусловили большую или меньшую степень загрязнения окружающей среды. А значит, и решать эту проблему разумнее и целесообразнее на уровне штата, о чем должно заботиться штатное, а не федеральное законодательство.