ЗЕМНУЮ ЖИЗНЬ ПРОЙДЯ ДО ПОЛОВИНЫ

19 ноября, 1999, 00:00 Распечатать

«Були ж колись золоті часи! Ні турбот тобі, ані клопоту, повзеш собі без паспорта і возиш по підлозі синій автомобіль.....

«Були ж колись золоті часи! Ні турбот тобі, ані клопоту, повзеш собі без паспорта і возиш по підлозі синій автомобіль... Усі з тобою носяться, панькаються... А тут!.. Сиди, пиши, видумуй, пробуй...»

Я.Стельмах. «Синій автомобіль»

Отец для него был примером. Всегда и во всем. И хотя давно прошли времена, когда его воспринимали только как сына Михаила Стельмаха, человеческие качества отца, его творчество и сейчас - эталон мировосприятия. Ярослав Стельмах - личность, широко известная в литературных и театральных кругах нашей страны и не только нашей. Его знают как драматурга и сценариста, детского писателя и переводчика. Мало кто из современных драматургов может похвастаться количеством двадцати премьер в год на сценах театров Украины. В чем же секрет успеха, как объяснить заинтересованность театров в пьесах Стельмаха? Время, отданное драматургии, а это двадцать пять лет, было очень плодотворным для Стельмаха, все его пьесы, числом более двадцати, увидели свет рампы. Он досконально изучил природу театра, прекрасно чувствует потребности времени и в совершенстве умеет воплотить все это. Ярослав никогда не берется за работу, если не видит возможности ее реального воплощения. Он не из тех, кто пишет «в стол», ему важен момент реализации задуманного. Кто-то увидит в этом некоторый прагматизм. Мне кажется, определение этому качеству - профессионализм. Ярослав Стельмах - настоящий профессионал. Но как известно, профессионалами не рождаются. Для того, чтобы им стать, у Ярослава были все основания - замечательное воспитание в литературной среде, прививание эстетических принципов, художественного вкуса, любви к слову, а потом понимание того, что для достижения каких-либо результатов необходим титанический труд. Эти принципы стали основополагающими в его творчестве, не перестают главенствовать и сейчас. Ярослав считает, что в изменившихся требованиях времени к театру для профессионала недостаточно написать хорошее произведение, необходимо точно продумать, где и каким образом оно найдет свое воплощение.

Творческой манере Стельмаха присущ реалистический взгляд, его пьесы современны и принадлежат к традиционному театру. Юмор, легкая ирония, стихия положительных эмоций - характерная сущность пьес Стельмаха. Не секрет, что произведения человека отражают его суть. Ярослав и в жизни такой - веселый, приветливый, доброжелательный, коммуникабельный, всегда в хорошем расположении духа, любит, чтобы вокруг были приятные люди, которым и он приятен, любит друзей и общение с ними, хотя сетует, что из-за работы все меньше времени остается на дружеские посиделки. Но ведь из-за чего-то бывает плохое настроение? «Когда не идет работа, как-то застопорился процесс. Когда долго нет хорошей премьеры. Когда смотрю на нашу сегодняшнюю жизнь, всеобщую бедность, на безразличное отношение власти к своему народу. С этим просто невозможно согласиться».

Конечно, у Ярослава есть проблемы, как у любого человека, и жизненные, и творческие, только он не любит о них говорить, предпочитает их преодолевать и с ними справляться. Одним способом - работой. Шутит, что хочет в своем любимом жанре драматургии походить на Жорж Санд, которая, закончив роман, через полчаса принималась за следующий.

Одна из любимых пьес Ярослава, кроме пьес «Провінціалки» и «Коханий нелюб», - трагикомедия «Синій автомобіль», которая во времена существования Союза получила I премию на Всесоюзном конкурсе им.Вампилова за лучшее драматургическое произведение 1990 г. «Синій автомобіль» - монопьеса с действующим лицом, обозначенным «А», возможно, это Автор, возможно, первая буква алфавита, некое начало. Если придерживаться сентенции, что каждый писатель пишет о себе, эту пьесу можно назвать художественным сценарием собственной жизни Ярослава Стельмаха. Пронзительный рассказ о поиске настоящего, о счастье детства и любви к близким, о муках творчества и единственной возможности создания настоящего произведения - слушать свое сердце, когда как у Окуджавы: «И из собственной судьбы я выдергивал по нитке...»

Читаешь пьесу и перед тобой - события жизни Ярослава, которого без сомнения ассоциируешь с этим «А». Воспоминания детства, символом счастья которого стал подаренный родителями игрушечный синий автомобильчик, полудрема сна, сквозь который слышался в ночи шепот отца, читающего строки только что написанного текста, открытие школы в родном селе отца, построенной на деньги его Ленинской премии, страницы любимых «Чотирьох бродів», шум зрительного зала на своей первой премьере. Это таинство затихающего пространства перед поднятием занавеса. Что там, в том неизведанном далеком, куда уходит твоя пьеса и откуда возвращается обновленная и неожиданная? Как удастся разгадать театру кроссворд, придуманный драматургом? Волнение это не уходит с годами. Как не уходит радость творчества, уверенность в своих силах, неубывающее желание поделиться с сотнями зрителей своим взглядом на интересную ситуацию, сложные перипетии, непредсказуемые повороты событий.

На вопрос «Любишь ли театр?» опять шутливый ответ: «Люблю себя в театре!» А если серьезно, то больше всего Стельмах любит своих героев, он полагается на них, доверчиво отдается их воле. Он слушает возникшего перед его внутренним взором персонажа и согласен пуститься с ним в неизведанное путешествие к финалу. А развязка ему, как правило, неизвестна, он идет за героями и они выводят туда, куда и следует прийти. Наверное, потому от пьес Стельмаха остается впечатление, что они написаны легко, без напряжения, чувствуется, что все это автору в радость, в удовольствие.

А пишется лучше всего в деревне, на даче, где все просто, есть одиночество и внутренняя сосредоточенность. И после нескольких месяцев работы - готовая вещь - обязательный результат творческого затворничества.

Что движет Стельмахом в его достойной зависти трудоспособности? Тщеславие, жажда славы? «Тщеславие есть, как у любого творческого человека, но оно не доминирует. Желание быть известным есть. Мне не хочется оставаться в тени, но я и не стремлюсь, чтобы все средства массовой информации говорили о моей особе. Мне не нужна лишняя популярность, нужна лучше лишняя хороша пьеса. Сейчас, на этом этапе жизни чувствую, что вот только и начнется творчество в полную мощь. Для этого у меня есть все - опыт, ум, серьезное отношение к делу, знание театра, сцены, теперь только бы не упустить этих возможностей, отпущенных мне и на жизнь, и на творчество». Таким подходом к творчеству, наверно, можно объяснить успех Ярослава Стельмаха.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно