Я УВАЖАЮ СВОБОДУ МОЕГО ЗРИТЕЛЯ

2 апреля, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №13, 2 апреля-9 апреля

Театр «Визави», созданный в 1994 году актером, режиссером и драматургом Евгением Морозовым, уже имеет своего зрителя в городах Европы, СНГ и Украины...

Театр «Визави», созданный в 1994 году актером, режиссером и драматургом Евгением Морозовым, уже имеет своего зрителя в городах Европы, СНГ и Украины. Он участвует в различных театральных фестивалях со спектаклями «Белая горячка под красным флагом» Юза Алешковского и «Любовный хоровод» по самой скандальной пьесе мирового репертуара А. Шницлера.

- Евгений, ты был актером Национального академического театра русской драмы им. Леси Украинки. Как случилось, что ты покинул один из самых известных театров и решился создать свой собственный?

- Между этими двумя событиями лежат годы. Прийдя в театр им. Леси Украинки, был уверен, что тут-то царит свобода творчества. Я сильно ошибался! Режиссер Резникович насаждал иные принципы взаимоотношений. На мой взгляд, методы его работы связаны с подавлением личности актера. Уже тогда у него намечались тенденции создания вокруг себя ореола непогрешимости, своего рода комплекс Наполеона. Студенты копировали даже повадки метра. Я был против подобных методов.

Наивно хотел доказать губительность этой системы показами своих работ. Худсовет театра резал их на корню. А за несанкционированное чтение Блока и Маяковского получил выговор; хотя незадолго до этого стал лауреатом Всесоюзного конкурса чтецов им. Яхонтова.

Глотком свежего воздуха были сольные концерты. После исполнения песен (а там были темы и об афганской войне ) в институте им. Богомольца руководством было написано коллективное письмо членов партии в Минкульт Украины, в театр и в КГБ Украины. Тут же уволили из института, от меня ушла жена, отвернулись приятели-знакомые. В театре перестали давать роли. Ко мне был приставлен персональный куратор. В конечном счете общим собранием худсовета меня исключили из театра.

Я взял гитару под мышки и пошел устраиваться в другие театры Киева. Но не тут-то было. Я не знал, что во все театры Минкультом было направлено закрытое письмо, где говорилось о том, что в театре русской драмы воспитали диссидента и антисоветчика.

Вернувшись после ссылки (а сослали меня в Орловскую обл.), создал театр-студию. В 1988 году спектаклем «Дядя Ваня» на чеховском фестивале в Ялте обошли именитые московские театры, традиционно занимающие первые места. После этого, уже в киевском Молодежном театре, поставил пьесу Н. Кулиша «Отак загинув Гуска». Сын Кулиша сказал, что из всех спектаклей по этой пьесе, которые он видел, - этот лучший.

Закончив режиссерский факультет нашего театрального института, решил заняться шоу-программами. Мной были созданы: первый в СНГ скандальный театр эротики «Афродита», первый же в СНГ женский кетч, бои которого были проведены во Дворце спорта. В Москве через две недели после нас, на деньги самого С.Сталлоне, была создана подобная группа. В клубе «Ночная маска» была поставлена эротическая программа, публика была чрезвычайно довольна. Хотелось большего, и в 1994 году мы создали театр «Визави».

- Кто твой зритель? Кто приходит на твои спектакли?

- Как это ни странно, на мои спектакли ходят все. От совсем молодых людей, только еще постигающих любовь, до пожилых, много повидавших и имеющих свой взгляд на жизнь. Секрет заключается в том, что нам удается совмещать их интересы. Спектакли подобны матрешке, в зависимости от уровня развития каждый получает свою долю впечатлений.

- Что значит для тебя твой театр? Это та самая свобода, когда ты творишь, реализуя собственный гений?

- Свой театр - это стопроцентная возможность для самореализации. Мой театр - это прежде всего собственное право на концепцию, интерпретацию действительности - это свобода.

Моя концепция театра - это театр, врастающий в действительность и тем самым преображающий ее. Мои спектакли - страстное и нежное вторжение в сознание человека. Другими словами - это самопостижение. Зритель делает свой выбор сам, активно, я уважаю свободу моего зрителя.

- В конце 1994 года на фестивале в Остраве (Чехия) на победу претендовали театры из 18 стран мира, твой театр стал абсолютным победителем. чем можно объяснить этот триумф новорожденного театра?

- У нас были запланированные гастроли по Чехии и Словакии. Мы показывали «Письмо незнакомки» по новелле С.Цвейга. На фестиваль попали случайно. В какой-то мере был удивлен его успехом. На тот период спектакль был «сырым», непроверенным публикой, но зритель этого не видел, это было видно мне. Все равно было приятно получить специальный приз Европейской академии искусств. После этого рейтинг моего театра серьезно поднялся. В дипломе ЕАИ было написано: «За эстетику решения спектакля и эротических сцен». Сам приз представлял собой огромного в получеловеческий рост розового слона.

- «Письмо незнакомки» - твое желание защитить любовь от истязания и опошления, которым она подвергается со стороны общества?

- Любовь - идеальное стремление, эталон взаимоотношений. Любовь ни для кого не является противоречием и не подпадает ни под какие социально-политические градации. Я бы охарактеризовал «Письмо незнакомки» как оду верности женщины, пронесшей через всю жизнь любовь к единственному мужчине. Пройдя путь от пылко влюбленной девушки до проститутки из ночного кабаре, героиня сохранила свою душу, свою любовь. Преданность любви, по моему глубокому убеждению, - испытание на человечность. Усиливает идею спектакля тщательно подобранная музыка, не сюжетного, а содержательного характера.

- Ты усиливаешь эротический элемент этого произведения, заставляешь учащенно биться пульс у зрителей, особенно у мужчин. С чем связана подобная трактовка новеллы Цвейга?»

- «Письмо незнакомки» Цвейга пронизано эротикой, этого не хотят видеть лишь импотенты. Эротика у Цвейга просвечивает из метафизической глубины новеллы. Я лишь заставляю зрителя постичь эту глубину.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно