«ВСЕМ КУКЛАМ — ПАПА ОН РОДНОЙ

30 октября, 1998, 00:00 Распечатать Выпуск №44, 30 октября-6 ноября

«Всем куклам - папа он родной!Не каждый режиссер может похвалиться, что за его плечами создание нового театрального коллектива...

«Всем куклам - папа он родной!Не каждый режиссер может похвалиться, что за его плечами создание нового театрального коллектива. А вот в творческой судьбе засл. арт. Украины, президента Украинского центра международного союза кукольников (УНИМА) Сергея Ефремова подобные факты не единичны. Впервые его увлечение кукольным театром воплотилось в организацию театрального кукольного кружка еще в школе, лет пятьдесят назад. Тогда было раздельное обучение, и можете себе представить силу убеждения маленького фантазера, который заставил «играть в куклы» одноклассников мужской школы. И не просто играть, а своими спектаклями занимать призовые места на областных школьных олимпиадах. Потом был первый самодеятельный театр кукол при городской библиотеке Черновцов. Очередным созданным театральным коллективом, уже после учебы в Черновицком культпросветучилище и Харьковском институте искусств, где окончательно утвердился в желании заниматься только кукольным театром, был Хмельницкий театр кукол. В промежутках между этими созидательными этапами внедрения в жизнь идеи главенствующего места детского театра была работа и в других кукольных театрах. До сих пор в коллективах Львовского, Одесского, Донецкого театров помнят плодотворное творческое сотрудничество с режиссером Сергеем Ефремовым. И наконец, последний созданный театр, любимое детище, результат многолетних творческих усилий - Киевский городской театр кукол. Вот уже 17 лет, с первого дня, Сергей Ефремов - главный режиссер этого театра. Согласитесь, неплохой итог отрезка жизненного пути мастера, подошедшего к отметке 60.

Огромное количество друзей, коллег собралось в театре, чтобы поприветствовать Сергея Ефремова с юбилеем, сказать ему теплые слова, вручить серьезные поздравительные адреса, сыграть шуточные скетчи, побалагурить, спеть, сплясать, повспоминать и поблагодарить. За его исключительную интеллигентность, порядочность, благородство, художественный вкус, профессионализм. География приехавших на вечер кукольных театров поразила. В наше время, когда и зарплату-то артистам не всегда выплачивают вовремя, желание найти средства на такую поездку можно объяснить только особой любовью и уважением к юбиляру. Кроме представителей театров, где Сергей Иванович работал, присутствовали Николаевский, Днепропетровский, Харьковский, Крымский театры кукол. И конечно же, ближайшие друзья - киевские государственный театр кукол и Театр марионеток.

В этот вечер никто не остался без подарков. Больше всего получил их, ясное дело, юбиляр. Но и о гостях он позаботился. Лучший подарок, который может сделать театр своим зрителям, - премьера. Она и была подарена всем присутствующим. Трагикомическая сказка Карло Гоцци «Ворон» в сценической редакции и режиссуре С.Ефремова, сценография и куклы - И.Уварова, музыка - Л.Этингер. Изящный, тонкий, романтический спектакль с изобретательным режиссерским решением органичного сочетания живого актерского плана и кукол, оригинальными придумками, с образной выразительной сценографией, проникнутой почти осязаемым духом итальянской легкости, ироничности, эмоциональности. В этом спектакле, рассчитанном на взрослую аудиторию, С.Ефремов продолжил воплощение своих творческих поисков в области театрального кукольного искусства. Этой темы мы и коснулись в нашей беседе.

- Что вы всегда стремились проповедовать собственным творчеством? Какова та основная линия искусства, которой вы придерживаетесь?

- Когда я был еще молодым режиссером, меня в искусстве интересовало все. Я все хотел попробовать, воплотить, поставить, не очень-то задумываясь о каком-то творческом направлении. Но со временем, с приходом опыта, конечно, появились творческие пристрастия и та линия, по которой хотелось следовать. Главное для меня - исследование отношений между людьми, желание суметь затронуть детскую душу, чтобы зазвучали струны добра, которые обязательно есть, надо только знать, на что они откликнутся. Мне всегда хотелось, чтобы после наших спектаклей дети становились добрее, чтобы у них проснулись чувства взаимопомощи, преданности, ответственности, поддержки другого человека, даже, может быть, моменты самопожертвования. Это в полной мере проявлялось в моих спектаклях «Стойкий оловянный солдатик», «Солнечный зайчик», «Добрый Хортон». Мне всегда хотелось воплотить в этих сказочных героях идею общности людей, ощущения их как единого целого, друг с другом, с окружающим миром, и каждым спектаклем я проповедовал гармонию, стремление к ней. Эту линию самоотверженных, высоких отношений между людьми я поддерживаю в своем творчестве и следую ей всегда.

- Как вы считаете, удалось ли достичь тех целей, которые намечались, есть ли чувство удовлетворенности от уже сделанного?

- Самым интересным периодом моего творчества считаю киевский, именно в своем театре мне удалось сделать театральные эксперименты, поставить принципиально важные для меня спектакли. Я не исчерпал себя как режиссер, есть много замыслов, мне есть что сказать, нужное и полезное, и я уверен, что смогу это сделать.

В спектакле «Ворон» черная птица - олицетворение зла. Но его всегда будут побеждать верность, преданность и любовь. И в конце концов Ворону не останется ничего, кроме как «накаркать» своим создателям вдохновение и удачу, чтобы и дальше были силы воплощать свой талант и фантазию в аллегории умных и добрых сказок.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно