Возницкий и Щербицкий в Олесском замке

5 февраля, 2016, 22:02 Распечатать

В этом году (в апреле) исполнится 90 лет  років со дня рождения Бориса Возницкого. Именно он приложил много усилий для возрождения одного из самых популярных львовских замков — Олесского, который празднует свой юбилей: 40 лет назад он принял первых посетителей, а до этого у сооружения была увлекательная и  удивительная история.   

 

 

 

В этом году (в апреле) исполнится 90 лет  років со дня рождения Бориса Возницкого. Именно он приложил много усилий для возрождения одного из самых популярных львовских замков — Олесского, который празднует свой юбилей: 40 лет назад он принял первых посетителей, а до этого у сооружения была увлекательная и  удивительная история. 

Только в прошлом году Олесский замок заработал около 1 млн грн, — интерес со стороны туристов колоссальный. Хотя помещение давно нуждается во вмешательстве реставраторов, ремонтников. 

Немногие знают, что от полного разрушения этот замок спасло счастливое стечение обстоятельств. После пожара 1951 г., вызванного ударом молнии, Олесский замок какое-то время был заброшенным. Именно тогда в его окраинах начали расстраиваться местные колхозы. А в замке стояли развалинами трехметровые стены. И люди потихоньку стали их разбирать. Во Львове тогда на должности головы областного исполкома был сын известного украинского писателя Василия Стефаника — Семен Стефаник. Узнав об этом, он распорядился, чтобы местная власть остановила разрушение. Неизвестно, что осталось бы от замка, если бы не Стефаник. 

Ученые считают, что место для Олесского укрепления выбрано не случайно. В начале прошлого века на этой территории были болота. Лишь кое-где встречались небольшие поселения. 

В конце XIII в. среди болот на месте холма (возникшего в результате тектонических процессов) наши предки и основали крепость. Конечно, тогда она выглядела не так, как сегодня. 

Инициаторами возведения крепостного укрепления можно считать жителей старинного городка Плиснеска. Когда сюда пришла орда хана Батыя, она уничтожала все на своем пути. А поскольку вся застройка Плиснеска была из дерева, после пожара от нее ничего не осталось. Город больше не возродился. И именно последние его защитники, которым удалось спастись, основывают село Подгорцы, а затем — и Олесский замок. 

Крепость в Олесске строят из камня. "Это были времена, когда на наших землях еще существовало Галицко-Волынское княжество, — говорит заведующий отделом музея-заповедника "Олесский замок" Роман Соломко. — Размещение крепости было на редкость стратегически удачным. Ведь эти укрепления оказались между Волынью и Галичиной. И тот, кто владел ими, в сущности, контролировал эти территории". 

Личность Бориса Возницкого для Олесского замка, очевидно, не была случайной. Выходец из села Нагорное Дубенского района Волынской области, в 1950-х он учился во Львовском колледже им. Ивана Труша. Тогда же часто ездил домой на электричке, проходившей недалеко от замка. А когда стал директором Львовской картинной галереи, ездил по Западной Украине, собирая уцелевшие экспонаты, которые массово выбрасывали из церквей и костелов. Их нужно было где-то разместить, а места не было. 

В 1969 г. решением Львовского облисполкома Олесский замок передали картинной галерее. 

В начале 1970 г. в замке уже трудились работники галереи. Они обустраивали территорию, дорожки и т.п. 

"Целых пять лет проводились работы по реставрации памятника и приспособлению его под музей, — пишет Б.Возницкий в своих воспоминаниях. — Средств было много, рабочих тоже. Раз в неделю приезжали главный архитектор области А.Шуляр, главный инженер Львовских межобластных научно-исследовательских мастерских И.Могитыч. 

Одновременно велись работы в парке — охранной зоне замка (а это 14 га). Люди из Олесска писали жалобы на музей — у них "забрали огороды". Доходило до неприятных разговоров". 

Восстановлению замка содействовала местная власть. Многие работы для музея выполнили бесплатно. Рядом с Олесским замком размещалось техническое училище, у завода минеральных вод была соответствующая строительная техника. 

На летнюю практику со Львова ежегодно приезжали студенты местного института декоративного и прикладного искусства. Таким образом, в результате совместных усилий за каких-то пять лет замок был полностью отстроен. Еще немного времени ушло на отделочные работы и размещение экспонатов. 

— Замок могли открыть для посетителей еще в 1973-м, — рассказывает Роман Соломко. — Но идеологическая ситуация не способствовала этому. Считалось, что в музеях должны больше выставляться современные материалы, а не старина. Но не все было так плохо. 

По мнению главного хранителя фондов музея "Олесский замок" Татьяны Сабодаш, Б.Возницкому очень помогло, что в то время он был первым львовским музейщиком с профессиональным образованием: заочно учился в Ленинградской академии искусств. 

возницкий
Борис Возницкий

— Я была свидетелем одного нервного разговора между Б.Возницким и секретарем обкома партии по идеологии, — вспоминает Т.Сабодаш. — Последний настаивал, чтобы Б.Возницкий снял с экспозиции распятие XV в. "Ты должен это снять!" — кричал он на него. А когда Возницкий был в музее, для него не имело значения, кто перед ним стоит. Директор тоже перешел на "ты": "Ты ничего не понимаешь... это должно здесь быть. Это народное, народ должен это видеть". Я думала, что будет драка, так они ссорились. Ситуацию спас приезд Владимира Щербицкого. Прежде чем повести его по залам, Возницкий вручил мне Книгу отзывов и сказал ходить за ними и, как только выпадет возможность, попросить Щербицкого написать хотя бы несколько слов. Лично на меня Щербицкий произвел впечатление английского лорда. Вот ходит он по залам и останавливается взглядом на распятии. Все замерли. А он посмотрел на распятие и промолвил: "Яка краса!" (или красота). Все. В этот момент небольшого роста  секретарь партии по идеологии весь сник. Сакральные экспозиции были спасены... 

Олесский музей не рассчитан на показ всего имеющегося в нем богатства. Преимущественно здесь представлено украинское и западноевропейское искусство, связанное с землями Западной Украины. А развивалось тут не только украинское, но и итальянское, французское, австрийское искусство. В фондах музея также представлен народное примитивное искусство XVIII–XIX вв. 

Как считает Татьяна Сабодаш, посетителей музея всегда интересовала жизнь людей в замках. А она была здесь разнообразной и богатой. Туристы хотят знать не только, что Ян III Собеский был полководцем, а его жена Марусенька — француженкой и королевой, но и чем они занимались, чем прославились. Следовательно, экскурсоводы должны владеть большим объемом исторического и этнографического материала. 

Сейчас ежемесячно Олесский замок посещают около 18–19 тыс. туристов. Иногда бывает так, что во львовских музеях пусто, а замки страдают от "перегрузки". У туристических фирм практически беспроигрышный маршрут, на котором они неплохо зарабатывают, чего не скажешь о самих замках. Красноречивый факт: за последние 10 лет на ремонт трех замков "Золотой подковы", находящихся в составе Львовской национальной галереи искусств, из государственного бюджета не выделено ни одной гривни. 

— С нынешними экспонатами больших проблем нет, — говорит Татьяна Сабодаш. — С этим нам помогают волонтеры. А вот с остальным сложно. За последние годы музей не приобрел ни одного нового экспоната. Раньше новинки поступали десятками. Покупали через закупочный комитет. У галереи был специальный фонд на закупку экспонатов. Если предмет стоил более 300 крб, требовалось специальное разрешение министерства. Сейчас таких возможностей у музея нет. Разве что кто-то может подарить какую-то вещь. 

Сегодня львовским замкам много помогают общественные организации. В частности, продолжительное время со Львовской галереей искусств сотрудничает организация "Новый Акрополь". В нее входят люди из разных городов Украины — ученые, врачи, юристы, бизнесмены. Раз в год они берут отпуск за свой счет и приезжают сюда. Здесь работают, отдыхают. Кроме того, волонтеры помогают в приобретении реставрационных материалов. 

Иногда можно услышать, что замок много зарабатывает. Но самому замку эти средства не перепадают. А потребности в них большие, многое нужно ремонтировать. 

Еще 10 лет назад при содействии немецкой фирмы "Метро" в замке была перекрыта часть крыши. Но вторая половина и сейчас находится в жалком состоянии. 

Многие годы ремонтные работы в замке не ведутся. Пять лет назад была разработана проектно-сметная документация на ремонт фасадов, крыш, замену окон. Даже оплатили документацию, но на ремонт государство средств не выделило. Теперь даже если бы они поступили, документацию надо готовить заново. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно