ВЕНГРИЯ КАПИТУЛИРУЕТ ПЕРЕД КУЛЬТУРНЫМ НАШЕСТВИЕМ

4 июня, 1999, 00:00 Распечатать

Одним из самых молодых коммерческих каналов телевидения Венгрии руководит господин Кавас. В кори...

Одним из самых молодых коммерческих каналов телевидения Венгрии руководит господин Кавас. В коридорах этой станции снует множество возбужденных мужчин и женщин, явно получающих удовольствие как от своей молодости, так и от захватывающей работы на телевидении. А в это время на экранах идет дублированная американская комедия. При коммунистах об этом невозможно было и мечтать.

Однако корни современного культурного процесса следует искать не в сегодняшнем дне, а вернуться лет на сорок назад. Венгрия впервые пережила подобный подъем после известных трагических событий 1956 года, и все последующие три десятилетия развитие венгерской культуры питалось идеей сопротивления советской экспансии.

Но свобода пришла лишь спустя десять лет после крушения коммунизма в Восточной Европе. Теперь в венгерской прессе можно найти информацию обо всем происходящем в стране, начиная от политических коллизий и кончая природными катаклизмами, такими как землетрясения в районе озера Балатон. Директор Будапештского центра независимой журналистики Шандор Орбан уверен: «Сейчас политики не могут контролировать средства массовой информации. Их нападки на прессу не пугают редакторов, а просто злят их и часто создают дополнительные проблемы для самих политиков.»

Тем не менее, общество в очередной раз задается вопросом: получило ли оно желанную свободу в чистом виде? Реформы венгерского общества принесли не только положительные результаты, но и неожиданные потери. А учитывая то, что преобразования в стране еще далеки до завершения, говорить о превращении Венгрии в страну западноевропейского стандарта сегодня еще рано.

В настоящее время большинство венгерских газет поменяло своих хозяев. Ими владеют иностранные инвесторы, главным образом немецкие. К тому же поражает количество - 12 ежедневных изданий в стране с 10 миллионами населения - отражение «печатного бума», начавшегося после 1988 года. Господин Орбан, характеризуя ситуацию на издательском рынке Венгрии, соглашается с тем, что в среде венгерских журналистов встречаются откровенно продажные. Вместе с тем, газеты слишком зависят от рекламы, они боятся опубликовать нелицеприятные сведения о корпорациях, которые они рекламируют. Рынок венгерской прессы узок, а тиражи изданий слишком низки для того, чтобы тратить значительные средства на журналистские расследования.

Переход венгерских изданий в иностранное владение способствовал повышению их стандартов, притоку капиталовложений и большему разнообразию. С другой стороны, этот процесс таит в себе некоторую опасность. Одна из наиболее влиятельных и процветающих ежедневных газет в Венгрии с тиражом более чем 350 тысяч экземпляров - это «Непсзабадшаг», бывшая газета правящей Социалистической рабочей партии партии. Недавно журналисты этой газеты восстали против главного держателя акций - немецкой «Бертелсманн груп», когда последняя увеличила свою долю прибыли. Управляющий директор газеты заявил: «Я согласен поучиться. Но я против того, чтобы новый хозяин со стороны указывал, что мне делать. Это было бы подобием действий Москвы в старые времена».

Действительно, такая западная хватка очень уж напоминает советские танковые методы и вызывает вполне понятное желание сопротивляться ей. Лидер партии Венгерский демократический форум Шандор Лезшак в одном из своих выступлений заявил, что Будапешт «окружен атрибутами западной культуры и торговыми центрами так же, как он уже был однажды взят в кольцо советскими танками». Многие венгры выражают свое недовольство таким положением вещей, и их чувства вполне объяснимы.

Наиболее заметно эта ситуация прослеживается в телевидении, которое по праву является доминирующим в среде масс-медиа. Господин Кавас из «RTI» (значительным пакетом акций которого обладает владелец концерна «Файнэншл таймс») гордится своей телестанцией. На ней работает немногим более 200 человек, в то время как штат сотрудников государственного телевидения «MTV» насчитывает 2,5 тысячи. Он также гордится первой венгерской мыльной оперой «Между нами, друзьями», продюсером которой является его станция. В программе передач венгерского телевидения этот сериал транслируется в то же время, что и программа новостей государственного канала «MTV» и, по некоторым сведениям, серьезно подрывает рейтинг последней.

Для написания сценария своего сериала «RTI» специально пригласила двух писателей-австралийцев. Они пишут сценарий по-английски, а затем его приходится переводить на венгерский язык. Несмотря на то, что события фильма происходят в Будапеште, зрителям сразу бросается в глаза их оторванность от реалий этого города и отсутствие связи с текущими событиями и обстановкой в Венгрии. Получается, что такой сценарий только частично предназначен для Венгрии, основное же его предназначение связано исключительно с экспортом.

По государственному каналу «MTV» дважды в неделю большая аудитория телезрителей смотрит сериал из жизни социалистической Венгрии под названием «Наш район». Легко можно определить, что действие происходит на новостройке одного из районов Будапешта, узнаваемы персонажи с ярко выраженными национальными чертами характера и соответствующими, хотя и туманными комментариями по поводу происходящих в данный момент событий в стране. Профессор Будапештского университета Петер Джиорджи полагает, что фраза одного из героев этого сериала «Я бы хотел жить при спокойном правительстве» четыре года тому назад сыграла решающую роль в победе социалистов на выборах. По словам профессора, эта реплика была воспринята избирателями как подтверждение обещаний Социалистической партии смягчить последствия приватизации и либерализации в стране. Анализируя ситуацию в венгерском телевизионном пространстве, Джиорджи соглашается с мнением местных националистов о том, что венгерские культура и язык находятся в опасности и могут быть в конце концов загублены. Однако в отличие от националистов, профессор полагает, что для спасения венгерских культурных ценностей могут быть предприняты реальные меры.

«Теперь английский стал новой латынью и всем нужно его изучать - но это еще не все. Никогда еще прежде в истории не было такого, чтобы одна страна (США) так доминировала в мировой массовой культуре. Сегодня наши популярные телегерои - это американцы. У нас не было такого мусора в культуре со времен второй мировой войны, так как подобное не поощряли ни коммунисты, ни представители интеллигенции. Поэтому у нас нет героев подобного толка. Вы не увидите молодых венгров, отправляющихся спасать мир и отдающих честь венгерскому национальному флагу, как это делают американцы в фильме «Армагеддон». Люди бы просто смеялись над этим. В любые времена выживает только высокая культура, которая предназначена элите. Массовую культуру нужно создавать - но каким образом?»

В то время, как тоталитаризм стимулировал у многих венгров сопротивление и удвоенное желание сохранить родной язык и культуру, капиталистические ценности порождают сегодня лишь подражание и пассивность. Так же, как в Западной Европе, новая культура проникает в каждую сферу венгерской жизни: ею полны телевизионные анонсы, ее пропагандируют рекламные песенки по радио, она присутствует повсюду на рекламных щитах. Новая культура шикарна, современна, состоятельна, и прежде всего она либо по-американски модна, либо по-западноевропейски соблазнительна. Один из ведущих интеллектуалов Венгрии Джиорджи Конрад в своем недавнем эссе пишет: «Элита села на поезд и едет в западном направлении. Она обучается общей евро-американской системе ценностей подобно тому, как щенок учится лаять».

Многое из этой системы ценностей воспринимается положительно. Господин Конрад, например, считает весьма полезным ее принцип «меньшая зависимость от государства дает большую свободу».

Главным же отрицательным моментом воздействия западной системы ценностей на развитие венгерской культуры, которая в свое время смогла противостоять давлению авторитарного режима, является неспособность последней найти свое лицо в более благоприятной современной среде. Для культурных ценностей, сформировавшихся в Венгрии в тяжелых для этого процесса условиях советского режима, свобода нынешних времен не стала временем ренессанса.

По материалам газеты «Financial Times»

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №20, 26 мая-1 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно