Венецианский причал: кино спасет «ВИА ГРА»?

31 августа, 2012, 13:15 Распечатать Выпуск №30, 31 августа-7 сентября

Именно такой взвешенно-аккуратной программой, с неизменным перевесом в конкурсе родного продукта выглядит кинематографическая Венеция 2012.

В среду стартовал 69-й Венецианский кинофестиваль, который при более детальной расшифровке именуется международным смотром (отсюда и Мостра) достижений кинематографического искусства. Проще говоря, такая элитная выставка движущихся картинок.

Но этот год знаменует трансформацию «выставки» в «полноценный» кинофестиваль, неизменным спутником которого является кинорынок. Чего, казалось бы? Все просто: на Венецианском кинофестивале сменилась власть. Противоречивая фигура Марко Мюллера, восемь последних лет встречавшего звезд на красной дорожке Мостры и активно экспортировавшего китайскую кинематографию на фестивальный олимп, оставила по себе не самые лестные отзывы. Итальянская пресса наперебой язвит по поводу «эпохи Мюллера», а новый директор Мостры — Альберто Барбера в каждом интервью подчеркивает, что в прямом смысле прикрыл позорную «дыру» — фундамент начавшейся при Мюллере постройки нового фестивального дворца. На этом месте действительно сейчас очень милая лаунж-зона, но поднимать ее на щит как главное достижение обновленного кинофестиваля немного странно. 

О кинорынке, которого в Венеции очень недоставало, Барбера говорит намного меньше. С одной стороны, это понятно. Создание полноценного кинорынка, а не его имитации — дело не двух и не трех лет. Опыт и размах Канн и Берлина довольно непросто переиграть. И здесь политика фестиваля должна быть последовательной. С другой стороны, это главный козырь фестивальных инноваций, с которыми Барбера вступил в должность. Причем второй раз. Именно он директорствовал на Венецианской Мостре до Марко Мюллера, но был отставлен из-за неугодных политических взглядов. Реванш предполагает какой-то широкий жест, но пока Барбера предпочитает осторожничать.

Именно такой взвешенно-аккуратной программой, с неизменным перевесом в конкурсе родного продукта (три итальянские картины на сокращенный до 18 фильмов конкурс) выглядит кинематографическая Венеция 2012. Конечно, цыплят ее считать будем по осени, а именно — 8 сентября, когда кинофестиваль завершится раздачей всех крылатых Львов. Но несложно заметить, что новые горизонты, о которых говорит Барбера, это все та же фестивальная номенклатура. 

Эхом отзываются в конкурсе нынешней Венеции имена участников недавних Канн и Берлинале. Среди этих фестивальных кочевников прошлогодний каннский победитель Терренс Малик — чуть ли не главная надежда Мостры, которому уже пророчат лавры, хотя премьера «К восхищению» только завтра. К слову, одну из главных партий Малик предоставил «девушке Бонда» Ольге Куриленко, и для режиссера такой сложной душевной организации, мне кажется, любопытным будет опыт работы с манекеном. Если Малика в 2011 в Каннах венчали главной ветвью, параллельную программу «Особый взгляд» выиграл Ким Ки Дук. Он тоже в конкурсе Венеции с фильмом «Пьета», (что особо лестно итальянцам), вдохновленного шедевром Микеланджело. 

Вполне себе прагматично мыслил австрийский режиссер Ульрих Зайдль, снимая трилогию «Рай». Первую ее часть «Секс» показали в Каннах-2012, вторую — «Вера» привезли в Венецию, третью, скорее всего, увидят те, кто доедет в следующем году до Берлина. 

Филиппинец Бриллианте Мендоза теперь тоже должен поспевать ко всем европейским форумам: чуть больше полугода назад он был в конкурсе Берлинале с отвратительным фильмом «Пленные», сейчас будет демонстрировать «Твое лоно»… 

В лоне Венецианской Мостры давно прописался Такеши Китано. Его здесь любят со времен «Фейерверков» (в 1997 это был «Золотой лев»), и продолжение бандитских страстей «Беспредел-2» — шестой визит Китано в Венецию. Дополняет картину громких имен классик Брайан де Пальма, выигравший «Серебряного льва» в 2007-м и после долгого молчания, возвращающийся в фестивальное движение с новой «Страстью».

Не изменяя своей традиционной любви к российскому кинематографу, итальянцы взяли в конкурс фильм Кирилла Серебренникова. Более того, предоставили ему право первой конкурсной ночи. С серебренниковской «Измены» (и только ленивый не съязвит о сленговых коннотациях) и начался венецианский забег. 

Чисто визуально «Измена» — как минимум сводная сестра «Елены»: этюд в холодных стальных тонах, с бесконечными отражениями в стеклах и полированных поверхностях, с хайтековскими интерьерами и минимализмом в кадре, у которых своя конкретная задача по нагнетанию напряжения и бесперспективным сканированиям тайников души.

Сюжет, знакомый по «Любовному настроению» Кар-Вая (оттуда же и систематические проходы по плохо освещенной лестнице) — супруги, изменяющие супругам, — Серебренников берет в квадрат. Он и Она объединяются общей бедой, многозначительно смотрят из кадра, пробуют в порыве мести заняться прелюбодеянием, и в конце концов избавляются (божьим ли провидением или собственноручно — на откуп зрительской фантазии) от неверных супругов. Соавтор сценария Серебренников в пресс-релизе говорит что-то о личном опыте, заложенном в этой истории, а по всем признакам топчется на мифологеме «мужского и женского» — к концу первого часа из двух поворачивает зеркало, и бывшие страдальцы сами оказываются в роли неверных. 

Жаль, этот трюк с заменой ролей не повторить зрителю, утомленному бесстрастностью пристрастного к страсти режиссера… В такой абракадабре существует вся «Измена». Периодически в нее врываются абсурдные для выбранной отстраненности повествования и гламурных эротических сцен живые реакции персонажей. Бесконечно недоумеваешь, почему переозвученные иностранные актеры все равно разговаривают с акцентом? И какой такой гений Серебренников обнаружил в солистке «ВИА Гра» Алине Джанабаевой, утвердив ее на роль неверной супруги № 1? Впрочем, ход беспроигрышный для пиар-атаки родных масс. А Венеция — это так… для дома, для семьи.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №22-23, 15 июня-21 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно