ВЕНЕЦИАНСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ: ЭРОТИЧЕСКАЯ ПОРНОГРАФИЯ

17 сентября, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №37, 17 сентября-24 сентября

Тон нынешнего, 56-го, кинофестиваля, который проходил с 1 по 11 сентября в Венеции, задан был европейской премьерой последнего фильма Стэнли Кубрика «Широко закрытые глаза»...

Тон нынешнего, 56-го, кинофестиваля, который проходил с 1 по 11 сентября в Венеции, задан был европейской премьерой последнего фильма Стэнли Кубрика «Широко закрытые глаза». Альберто Барбера, директор Венецианского фестиваля, таким образом решил выразить свое почтение и глубокое уважение к творчеству гениального режиссера. А большинство кинокритиков усмотрело в таком лихом дебюте возможность ввязаться в тягуче-бесконечную дискуссию по поводу эфемерности грани между низменным и возвышенным, пошлым и чувственным, банальным и проникновенным.

Правда, наиболее подходящим полигоном для венецианских исследований секса в кинематографе стал фильм с многообещающим названием «Порнографическая связь» (Une Liaison Pornographique). Однако, как оказалось, это именно из оперы про тигра в клетке с надписью «Лев». Любители порнухи остались жестоко разочарованными, зато ценители утонченной эротичности были восхищены элегантной провокацией Фредерика Фонтейна. Героиня Натали Бей стремится реализовать свои сексуальные фантазии, и для этого она даже помещает объявление в специальной газете. Встретившись с кандидатом в сексуальные партнеры, героем Сержи Лопеса, в кафе, они достаточно быстро убеждаются в правильности своего выбора и тут же уединяются в ближайшем гостиничном номере. Вот тут-то и начинается самое интересное. Дверь в этот номер для зрителя остается закрытой. Впрочем, как и личная жизнь каждого из партнеров за пределами этой комнаты. Ни зритель, ни второй партнер не узнают даже имени визави, несмотря на то, что посещения этого гостиничного номера романтической парочкой вскоре становятся регулярными. Чувственная атмосфера этого фильма, ненарочитая интеллигентность трактовки не до конца заезженной тематики и необъятные просторы для домысливания и сопереживания зрителями с самого начала предопределили картине место лидера среди претендентов на «Золотого льва». Но из наград в результате был присужден лишь приз Натали Бей за лучшую женскую роль.

Впрочем, фильм, являющийся художественной антитезой данному, «Святой дым» (Holy Smoke), и вовсе остался неоцененным жюри. Хотя это не огорчило ни зрителей, ни кинокритиков. Картина, снятая Джейн Кэмпион с Кейт Уинслет и Харви Кейтелом в главных ролях, оказалась сработанной гораздо более грубо. Героиня Уинслет по имени Руфь, юная австралийка, в поисках смысла жизни посещает далекую Индию. Влияние тамошнего гуру продолжает сказываться на ее поведении и после возвращения на родину, и вывести ее из такой зависимости берется американский эксперт по подобным состояниям, которого играет Харви Кейтель. Однако то ли эксперту чего-то не хватило, то ли у Руфи что-то оказалось в избытке, только сам эксперт попадает под ее влияние. Возможно, интрига данного фильма и способна кого-то заинтересовать, однако одномерность режиссуры, а также обезличенность и схематичность всех героев фильма, за исключением разве что самой Руфи, лишают картину всех шансов на успех.

Не очень высоко был оценен и фильм южнокорейского режиссера Джен Сун Ву «Ложь». Жестокое избиение молоденькой девушки, являющееся необходимой прелюдией к сексу, вызывает едва ли большее отвращение, чем последовавший затем обмен ролями разновозрастной парочки садомазохистов. «Сумасшедшая в Алабаме» (Crazy in Alalbama) с участием Мелани Гриффит и ее супруга Антонио Бандераса, дебютировавшего в роли режиссера, тоже может заинтересовать похождениями актрисы Люсиль, путешествующей с головой зарезанного ею мужа. Зато Катрин Денев в картине Филиппа Гарреля «Ветер в ночи» производит незабываемое впечатление своей ролью искушенной любовницы именно благодаря красноречивым умолчаниям и многообещающим намекам на эротичность. Достаточно любопытной оказалась и лента Вуди Аллена о культовом джазовом гитаристе Эммете Рэе «Милая и вульгарный» (Sweet and Lowdown) с Умой Турман и Шоном Пенном в главных ролях, которая примечательна не только обилием чувственности, но и великолепной музыкой, органически вплетающейся в художественную канву фильма.

И все же жюри, несмотря на провозглашение темой фестиваля «Эротика в кинематографе», ею, эротикой, остались явно неудовлетворенными. Иначе чем еще можно объяснить тот факт, что основные награды были вручены китайцам Джанам, искавшим духовность вовсе не в эротике, а в более традиционных местах ее обитания. «Золотой лев» был присужден Чжану Имоу за патриотическую ленту «Ни одним меньше», а «Серебряный лев» достался Чжану Иуану за режиссуру школьной драмы «17 лет». И наконец, Гран-при фестиваля был вручен иранскому режиссеру Аббасу Кьяростами за философскую притчу на темы деревенской жизни горного Курдистана. Какая уж тут эротика!

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно