Премьера балета "Великий Гэтсби" на сцене Дворца "Украина" стала одним из главных (если не главным) "кассовых" событий этого тяжелого года. Билеты на два представления размели мгновенно. Желающие попасть с зал спрашивали "лишний…" еще на подступах к Владимирскому рынку. А перекупщики продавали вожделенные билеты-бумажки в пять раз выше их номинальной стоимости.
Здесь не то чтобы "феномен" и "ажиотаж" вокруг отдельного проекта. Здесь еще и диагноз нынешнего состояния рынка гастролей-развлечений. Из-за трагических событий в стране этот рынок переживает невиданный доселе кризис. "Гэтсби", умно распиаренный и хорошо сделанный проект, оказался как нельзя кстати. Тем более на кассу влияла и магия громких имен, собственно авторов: Френсис-Скотт Фитцджеральд, Константин Меладзе, хореограф Дуайт Роден, исполнитель главной партии и арт-директор, всемирно известный танцовщик Денис Матвиенко.
Г-н Матвиенко, в свое время некрасиво и незаконно уволенный из нашей Национальной оперы, как оказалось, не стал громко хлопать дверью, затаив обиду на родную Украину. Такая обида явно была. Но он мудро "сублимировал" ее в довольно громкий теперешний проект. Причем на сцене сверхгосударственного значения. Забитый до отказа зал "Украины" свидетельствовал, что скорбный труд не пропал. Матвиенко со стартом своего "Гэтсби" становится теперь активным, успешным и во всем уверенным игроком в культурном пространстве Украины. И на "Гэтсби" он здесь явно не остановится.
Напомню, что примерно год назад, после своего бенефиса, на котором присутствовал и композитор К.Меладзе, Денис предложил маэстро написать музыку для балета. После определенных колебаний Меладзе, отроду этим не занимавшийся (одно дело - "ВИА Гра", а другое - балет), все-таки согласился.
Принялись искать сюжет. Нашли. Причем удачно. Теперешние страсти по "Гэтсби" подогреты недавним памятным фильмом с участием Леонардо ди Каприо.
Впоследствии превращением идей композитора-песенника в цельную партитуру для симфонического оркестра занялся уже его творческий партнер, киевлянин Юрий Шепета. Он оркестровал "идеи" Меладзе к первому акту, он же внес и львиную долю в создание музыки второго акта. Что заметно: в музыкальном плане эти действия контрастны.
Как признался сам Меладзе, работали они с Шепетой - как Ильф и Петров. Сочиняли музыку быстро, "в две смены": днем - Меладзе, ночью - его коллега.
В итоге получился "номерной принцип": 9 номеров - в первом акте и 12 - во втором. Схема - как в классических балетных партитурах: музыкальный текст сочетается с принципом симфонизированного развития.
Конечно, авторы во многом ориентировались на определенные классические традиции. В музыке немало отзвуков симфоджаза Д.Гершвина, есть элементы звучания биг-бендов (медная группа усилена двумя известными киевскими джазовыми трубачами Сергеем Сидоренко и Денисом Аду). Сидоренко на первом пульте отлично извлекал высокие ноты. Значительное место в партитуре уделено ударным инструментам (играют семь музыкантов). Со вкусом акцентированы отдельные лейт-тембры - арфы, кларнета, бас-кларнета, фортепиано, струнных, мелькают намеки джазовых мотивов тех лет.
Сам проект получился "разноголосый" (интернациональный), но совершенно не пафосный. Что "могло бы быть", учитывая массовые ожидания зала, связанные с красивой, дорогой сказкой о Гэтсби и любви. Весьма приличный состав танцовщиков, живой оркестр, большой постановочный коллектив, внешне простые, но функциональные декорации, хороший свет, качественная подзвучка оркестра… Заметно, что к делу подошли всерьез.
Организаторы даже раскрыли секрет финансовой составляющей: на "Гэтсби" ушло более миллиона долларов. Средства не государственные, а от частных украинских инвесторов, не безразличных к международному культурному имиджу нашей страны.
Если искать параллели, то украинский "Гэтсби" мог бы стать условным хореографическим аналогом популярных мюзиклов и рок-опер Эндрю Ллойда Уэббера. Т.е. у нас вариант "хореографического мюзикла" со всеми вытекающими отсюда жанровыми последствиями.
Одна из важнейших слагаемых подобного "хореомюзикла" - личность балетмейстера. На эту "роль" в Украину пригласили Дуайта Родена (Dwight Rhoden), одного из самых востребованных современных балетмейстеров, руководителя Complexions Contemporary Ballet (США). Он также привез в нашу страну восемь своих лучших танцовщиков и группу помощников-хореографов.
В одном из интервью американец сказал: "Мои работы всегда будут основываться на классическом балете - я никогда не порву с ним окончательно. Но почему бы, действительно, его слегка не разбавить другим жанром…".
Действительно, и в "Гэтсби", согласившись с балетмейстером, есть движения хип-хопа (pop-lock), они характерны, прежде всего, для уличных танцоров. Так что Роден привнес в партитуру балета отзвуки "искусства улицы". И, как он сам говорит, в этом принципе - особенность его творческой манеры.
Хореография "Гэтсби" не так уж далеко уходит от классики. Но определенную свежесть ей придают многочисленные элементы эстетики балетного модерна, уже упомянутого мною хип-хопа. Эти элементы делают сюжет 20-х гг. прошлого века как будто бы вневременным. Ключевой мотив балета "Гэтсби": человек, достигший богатства, не становится автоматически счастливым… В самой ткани этого "хореографического мюзикла" будто бы разлита тоска по невозможности счастья.
Проект изначально был с прицелом на Дениса Матвиенко (Гэтсби). Но еще на стадии создания либретто отдельные линии романа Фицджеральда
переосмыслились и, на мой взгляд, несколько "абстрагировались". Т.е. нельзя сказать, что Гэтсби-Матвиенко - центр этой истории. Язык пластики и музыки менее конкретен "сюжетно", но все-таки гораздо сильнее эмоционально.
Начинается балет небольшим оркестровым вступлением: две музыкальные темы - энергично-мистическая и лирическая. В дальнейшем эти темы возникнут в звуковом пространстве повествования. Выход кордебалета сразу вызывает интерес. Это не обезличенная массовка, а то, что когда-то было в оперных партитурах Мусоргского: каждый персонаж танцевального "хора" имеет собственное лицо.
Впоследствии и некоторые солисты оказались на высоте. Не только премьер (мятущийся, страстный, противоречивый Джей), но и прима-балерина Анастасия Матвиенко, создавшая образ Дейзи Бьюкенен. Интересны на сцене солист Мариинского театра Александр Сергеев (Ник Каррауэй), его коллеги по Мариинке - Максим Зюзин (Том Бьюкенен), Дарья Павленко (порочная и несчастная Миртл Уилсон). Чрезвычайно выразительны Клиффорд Уильямс в роли бутлегера Мейера Вольфшайма и Екатерина Кальченко (испорченная Джордан Бейкер).
С любопытством воспринимались буквально акробатические этюды на летающих люстрах, пластические любовные этюды на специальных металлических "мостках", а также сцены, исполненные женским балетом не на пуантах, а "на шпильках".
Объемности действу придают видеозадники, раскрывающие внутреннее состояние героев. Атмосфера прострации (затопленные деревья), страдания (поднимающиеся сквозь воду воздушные пузыри). И еще крупные замедленные планы героев, в мечтах которых возникают лица возлюбленных.
Естественно, у столь резонансного балетного проекта найдутся и страстные поклонники, и отдельные скептики… Чем резонансней (и высокобюджетней) продукт, тем больше о нем споров, тем больше вокруг него страстей. Понимая, что сам процесс создания "Гэтсби" требовал невероятных усилий, международной коммуникации, собственно, освоение в кратчайшее время "аэродрома" Дворца "Украина", этому проекту можно и нужно простить некоторые премьерные издержки… Несомненно, в процессе проката "Гэтсби" будет набирать не только в эмоциональном и музыкальном "весе", но и в исполнительской слаженности. Пока же, как предварительный итог, важно само движение в таком направлении: подобные проекты должны быть не исключением из правил в Украине, а правилом, традицией, стратегией и тактикой отечественной культуры.
КСТАТИ. В проекте "Великий Гэтсби" был задействован Национальный симфонический оркестр Украины под управлением Владимира Сиренко. Ближайшие гастрольные графики балета: Санкт-Петербург, Москва, в следующем году - города Европы и США. В Украину "Гэтсби", скорее всего, вернется в феврале 2015-го, ближе ко Дню влюбленных.