Вася Обломов: "И у вас, и у нас политика давно превратилась в ток-шоу"

Поделиться
Мудрая власть должна вообще не реагировать на художественные высказывания в свой адрес. Ведь если власть реагирует на песни, это же глупо.

Первый раз в украинском информационном пространстве сценический персонаж Вася Обломов (в миру Василий Гончаров) засветился аккурат через неделю после ареста Юлии Тимошенко. Когда в российском интернет-проекте "Гражданин поэт", как реакция на это событие, появился ролик "Хий". Где актер Михаил Ефремов от имени Гоголя читал рэп на слова Дмитрия Быкова и музыку Васи Обломова. Потом Обломов был приглашен в новогоднюю программу "Большой политики", где выдал в эфире несколько хитов. И вот первые живые концерты в Украине - в Киеве, Харькове и Донецке, и первое интервью украинским СМИ.

- Василий, на этапе песни "Еду в Магадан" вы для властей опасности, как бы, не представляли. Да, стеб над дурными реалиями российской жизни, но без политики. А вот когда вы появились сперва в проекте "Гражданин поэт", а потом еще и запели в компании "врагов народа" - Леонида Парфенова и Ксении Собчак, то нарушили табу на критику российской власти. В первую очередь самого Путина. И это была уже игра на грани фола…

- Да не было никакого фола.

- А как вы оказались в проекте "Гражданин поэт"?

- Вся история началась с того, что Михаил Олегович Ефремов снялся в клипе на мою песню "Унылое говно". А потом мне позвонили и сказали, что Дмитрий Быков сочинил рэп от имени Гоголя по поводу ареста Юлии Тимошенко под названием "Хий", и им нужна музыка. Ну, я заявку и выполнил, музыку сочинил…

- Номер, как по мне, блистательный. Один авторский рефрен с чертом чего стоит… Как там было: "Черт тебя выдумал, пани Тимошенко, а черта выдумал Гоголь Н.В.", с переходом на слова "Черт его выдумал, того Януковича, а черта -Гоголь, а Гоголя - черт", и финалом: "Эх, Путин, Путин, кто тебя выдумал? Точно не Гоголь, Гоголь бы не смог"... Кстати, этот клип у нас тогда крутили по всем телеканалам, что явно добавило "Гражданину поэту" немало поклонников в Украине.

-Кстати, на похоронах "Гражданина поэта" 5 марта прошлого года был большой концерт, и я исполнял "Хий" вместо Ефремова. А потом был запущен новый проект - "Господин хороший", где с марта я еженедельно делаю музыкальный номер по новостям уходящей недели. Крайний номер - это история про 90 миллиардов тонн говна, случайно обнаруженных в России…

- Кстати, а откуда у вас такая тяга к копрофилии?

-Так получается. Мы сами над этим смеемся. Но в данном случае новость родила себя сама.

- Я не об этой новости. Я о том, что копрофильские мотивы вообще проходят через ваше творчество тонкой красной линией… Что, все так плохо?

- Ну, песню "Любит наш народ всякое говно" мы сочинили вместе со Шнуром. А "Унылое говно" - это устоявшийся интернет-мем. Словосочетание, из которого ничего нельзя выбросить. Ну, так получилось. И я ничего необычного в этом не вижу. А история о том, что в России обнаружилось 90 миллиардов тонн отходов, не имеющих собственника, просто сама просилась на фекальный припев.

- И все-таки, вы хотите сказать, что вообще не ощущаете прессинга? Ведь при всем желании в это сложно поверить.

- А что вы подразумеваете под прессингом? Давление на меня лично?

- Да.

- Все слишком сложно устроено. Если речь идет о запретах, то чтобы меня где-либо запрещать, сперва меня должны были где-либо разрешить. А поскольку я в большей степени существую в интернете, то в медиа-пространстве особо и не нуждаюсь. Да, в какие-то
моменты я был гостем каких-то программ на разных каналах. Но эпизодически. И для того, чтобы мне перекрыть кислород, мне его нужно было сперва дать. А так как мне его никто не давал, то и перекрывать нечего. Я просто оставляю за собой право иметь свое мнение на происходящее в стране и высказывать его любым удобным мне способом.

- Я к чему говорю о прессинге. Скажем, о том, как ему перекрывали кислород и отменяли концерты в прошлом году, мне рассказывал Юрий Шевчук…

- Сам видел, как ему в Омске отменили концерт. У меня тоже были такие случаи. Но генеральной линии сверху типа отмашки: "Всем мочить Шевчука или Обломова!" я не вижу. Ведь самое страшное - это самоцензура. Вот на местах и действуют по принципу "как бы чего не вышло". Отсюда и рождаются идеи "А давайте-ка мы не дадим ему генератор"... Или "А давайте проведем в этом зале какое-то важное городское мероприятие"… Как это было в том же Омске, где власти вдруг решили целую неделю проводить в зале, где должен был выступать Шевчук, конкурс КВН… Ну, был случай, когда я ставил на одном федеральном радиоканале песню про Дмитрия Медведева, и после этого программу закрывали и увольняли ведущих. Но это случаи частные. И во многом все зависит от каких-то местных идиотов. Перед президентскими выборами к организаторам моего концерта, не помню, в Самаре или Саратове, приходили какие-то люди и спрашивали - зачем вы его везете в это время? Ну, так у людей на местах заточено сознание. Хотя мудрая власть должна вообще не реагировать на художественные высказывания в свой адрес. Ведь если власть реагирует на песни, это же глупо.

- Правильно - власть должна быть мудрой. Но ведь вы пошли еще дальше. Кроме первых лиц государства зацепили еще и такой неслабый институт как Русская православная церковь.

-Если вы имеете в виду "Рэп-молебен", который мы в конце прошлого года исполнили вместе с Парфеновым и Собчак, то это было просто перечислением российских событий по итогам года.

- Да-да. Не победа Путина на выборах или его полет со стерхами, а именно история с Pussy Riot и дорогими часами патриарха Кирилла.

- Но это же все - чистая правда. Разве что в контексте абсурда и идиотизма.

- Вам за часы патриарха не грозили, скажем, анафемой? Главный идеолог РПЦ Чаплин на вас не наезжал?

-Ну, у нас же светское государство… (смеется)… По идее… Я понимаю, что степень абсурда зашкаливает, но кто он такой, чтобы мне что-то говорить...

- И в Госдуме откуда-то возникают законопроекты типа защиты чувств верующих…

-Ну, во-первых, этот закон еще не приняли. А во-вторых, и у нас, и у вас, в Украине, политика давно превратилась в ток-шоу. И судебные процессы в России - это тоже реалити-шоу. Давайте все наблюдать, как происходит несправедливость. А заодно посмотрим, как долго люди готовы это просто наблюдать. А Рэп-молебен получился просто веселым. Для новогодней программы на телеканале "Дождь". Ведь мне не обязательно просто троллить власть, главное, чтобы получалось и весело, и хорошо…

- Ну да. В строчке об "исправлении" Pussy Riot "путем православного тюремного заключения" ну, никакого троллинга власти… Ок. Давайте отойдем от политики. Скажите, а какая поэзия сделала из Василия Гончарова Васю Обломова?

-Пушкин - это наше все. Маяковский… Бродский… Хотя я не люблю, когда меня называют поэтом. Это не ко мне.

- Я вас поэтом не называл…

- Просто так говорят многие. А возвращаясь к поэзии, то мне не нравятся поэты, демонстрирующие мастерство именно стихосложения. Ты читаешь стихотворение и понимаешь, что мастер очень долго работал над рифмой, что это очень крутая конструкция. А мне всегда импонировала суть.

- А, скажем, как бы близкий вам по духу Высоцкий?...

-Мне не совсем близка история песни под гитару, бардовской песни. Я признаю, что это очень талантливо, но мне гораздо ближе пластинки Высоцкого в сопровождении оркестра Гараняна. Или французские записи, где ему аккомпанируют парижские музыканты. Можно, кстати, говорить и о русском роке. Ведь там тоже полно классных песен… Возьмите того же Илью Кормильцева… Но опять же, есть как плохие, так и хорошие песни. Я бы сказал, песни на все времена. Я их и сегодня слушаю. А когда общаюсь с этими ребятами, т.е. дядьками, с трепетом понимаю, что вот он пел свои песни, когда я был еще пацаном. Когда я работал со Славой Бутусовым, и мы записывали альбом, то постоянно ловил себя на мысли, что вот это он написал Goodbyе, America и все остальное… Очень трепетное состояние…

- А что, на ваш взгляд, происходит сегодня в российском рок-мире? Вы сказали о Бутусове, и сразу вспоминаешь всю мощь российского рока того времени: от Цоя до Шевчука. Не кажется ли вам, что в какой-то мере прервалась связь времен? Потому что попса все сильнее, а вот с альтернативой - проблемы налицо.

-Мне кажется, что в тот момент, когда исчезли запреты, большинству просто стало не о чем говорить. А попса, чьей основной задачей было и остается развлечение, продолжала развлекать. Вот рок-музыканты свои позиции и растеряли. У меня ощущение, что все умерло. Как-то скисло, стало слишком скучно. Новых песен появляется все меньше. Причем, это относится не только к российской, но и зарубежной, той же британской рок-музыке. Все группы жутко предсказуемы. Я могу запросто сказать, какой аккорд они возьмут дальше.

- Что, и там тоже унылое говно?

- Не то, чтобы оно, но все как-то не так. Все как-то слишком гладко. Вот была волна нового русского рока в начале 2000-х. Когда появился тот же "Мумий Тролль"… Но почему-то это ни к чему не привело. Ну, есть волна русского рэпа, но и она представлена лишь несколькими большими артистами, а все остальное - просто пул каких-то графоманов…

- Кстати о рэпе. Чем вы объясняете такой всплеск интереса именно к рэпу? Он, что, на сегодня единственный жанр, наиболее полно отвечающий вкусам и запросам нынешнего поколения?

-Я не знаю. Наверное, произошло так, потому что так произошло.

- А вы, что, себя к рэпу не причисляете?

-Я вообще-то сосед. Вася Обломов - это сосед русского рэпа и русского рока, сидящий где-то посередине. Для рэперов я определенно не свой человек. Школьники меня не слушают, потому что я не читаю про наркотики. Русскому року я тоже не свойственен, потому что у меня не скрежещет гитара, и я все-таки говорю под музыку. Наиболее близкими мне по духу артистами я считаю "Ленинград" и Noize MC, с которыми я, собственно, работаю. Так что понять, чем именно занимаюсь, я не могу, но делаю это абсолютно искренне и с большим интересом. А рэп - не рэп… Не знаю. Сейчас слушают рэп. Придет мода на что-то другое, будут слушать другое. Я вообще не понимаю, как пришелся ко двору со своими словами.

- Ну, не скромничайте…

- Нет, я абсолютно точно говорю, что когда мы выкладывали "Еду в Магадан", никто ничего не ждал. Когда выкладывали "Кто хочет стать милиционером", тоже никто ничего не ждал. Когда выложили "С чего начинается родина?", думали, что вот это уже все. Потому что песня грустная, печальная. Смеяться в ней, как бы, не над чем. Но когда появился спрос и на нее, мы задумались над тем, что, возможно, стоит сложить все песни разговорного жанра в один альбом. А до этого Вася Обломов просто ходил по разным телеканалам и стебался над происходящим. Еще и Песню года сумел получить.

- А, скажите, насколько ваша публика ловит тонкость вашего стеба, вашего троллинга? Есть, скажем, разница между аудиторией в Москве или Питере с аудиторией в российской глубинке?

- Ну, я думаю, что умение смеяться, в том числе и умение смеяться над собой, никуда не ушло. Понятно, что в глубинке может быть несколько иная реакция. Но все зависит от настроений и темперамента людей. Да, где-то над какими-то шутками смеются больше, в другом городе - меньше. Но в целом все понимают, о чем идет речь. Глупо было бы платить деньги, идти на концерт, а потом обижаться на песню.

- А насколько типична ситуация с "заказниками": "Давай, Вася, давай, братан, спой нам про начальника и про Магадан"… Где Васю Обломова заказывают просто как нечто модное и престижное?

-Понятно, что мы играем "заказники". Но чаще всего там ситуация все же отличается от песни, о которой вы сказали. Люди хотят слушать не только "Магадан". На одном из последних таких "заказников", если бы я играл только то, что меня просили, то это были бы похороны. Просили самые грустные и политические песни.

- А если бы вас пригласили на такой себе кремлевский корпоративчик. К Путину или, там, Медведеву?

- Я пойду, и с чистой совестью спою. И если бы меня пригласили на Красную площадь в день победы Путина, я бы тоже пошел. Спел бы ему "С чего начинается родина". Знаете, этот вопрос возник, когда я впервые попал на Первый канал, и звукорежиссер спросил, не становлюсь ли я частью того, над чем смеюсь. На что я ответил, что слова в песне остаются теми же самыми. А, значит, проблем нет никаких. Наоборот. Ее слышат. Выступать с откровенной поддержкой "Единой России" и петь под их флагами что-то невнятное про любовь я, конечно же, не стану. Тем более, что у меня такие песни, что я на их месте меня бы не приглашал. Потому что я выйду и спою на каком-нибудь провластном митинге "Пока, Медвед!"… Так что они пока держатся и не приглашают. Я тоже. Были, правда, вначале попытки повесить какие-то флаги на моих концертах, но мы это быстро пресекли.

- А насколько сегодня в России является острым вопрос: валить или нет?

- Общего ответа на него нет. Я пока живу и работаю в России. Я отдаю себе отчет: то, что я делаю, актуально именно для России. Что я никогда не напишу ничего подобного для англичан. А быть нелегалом и где-то мыть посуду у меня нет никакого желания. Я хочу жить по-человечески в своей стране. Другое дело, что когда ситуация окажется уж совсем невыносимой… Но и тогда каждый должен решать сам за себя…

Редакция ZN.UA благодарит клуб "44" за помощь в организации интервью.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме