Вabylon XXI: 70 мгновений Евромайдана - Новости кино, театра, искусства , музыки, литературы - zn.ua

"Вabylon" XXI: 70 мгновений Евромайдана

7 февраля, 2014, 19:20 Распечатать

Украинские кинематографисты снимали фильмы в бронежилетах 

Несколько десятков представителей нового украинского кино (среди них Владимир Тихий, Владимир Войтенко, Марина Врода, другие мастера) объединились для реализации ответственного проекта — "BABYLON'13". Это сборник мини-фильмов о напряженных событиях в Украине конца 2013-го (и уже начала 2014-го). Камеры проекта "BABYLON'13" фиксируют различные мгновения жизни Евромайдана и других революционных территорий: активисты и "Беркут", мир во время концертов и война на Грушевского. Съемки происходят не только в Киеве, но и в других городах (в частности, в Донецке). Кинокритики отметили, что название проекта навевает ассоциации с классическим фильмом Ивана Миколайчука "Вавилон ХХ". Украинским проектом уже заинтересовались представители некоторых иностранных телекомпаний. Пока посмотреть 72 мини-истории проекта "BABYLON'13" можно в сети Интернет на канале You Tube. Со временем на основе всего отснятого, возможно, будет создано несколько полнометражных документальных фильмов. Именно об этом ZN.UA сообщил один из координаторов проекта — кинорежиссер Владимир ТИХИЙ.

— Владимир, сколько на сегодня фильмов объединяет проект? 

— 75. Не все выложены в Интернет. Любой может это видео распространить и использовать для каких-то частных просмотров.

— В СМИ была информация, что съемки могут стать основой для отдельного большого фильма — документа эпохи? 

— Идет работа. Скорее всего, будет создано несколько фильмов. Поскольку события разворачиваются в разных направлениях. Сейчас работает несколько отдельных творческих коллективов. У каждого — своя внутренняя жизнь. Кто-то снимает оборону Майдана, кто-то — аудитории, связанные с общественной деятельностью. Много материала отснято, ведь волны событий нас накрывают, — это как стихийные явления. Например, события 1 декабря. Затем — противостояние на Грушевского. Каждая отдельная ситуация заслуживает на полотно. 

— Съемки конкретных событий — это желание того или иного режиссера? 

— Мы — общественное объединение. То есть люди, задействованные в проекте, не получают за это денег, — к счастью или к сожалению. Все делается бесплатно. Люди руководствуются, прежде всего, творческим порывом. И, конечно, мы работаем в команде, договариваемся о согласованных действиях. Но каждый сам отвечает за свои творческие шаги. 

"BABYLON'13" — довольно масштабный проект. И первый на территории Украины проект именно в таком формате. Хотя это направление очень популярно во Франции, Канаде, США. 

Это отдельный "жанр": маленькие художественные фильмы, появляющиеся в Интернете: они ведь и сделаны специально для Сети. Работают эти ленты в ином формате, чем телевидение или прокатный кинематограф. Но играют весьма существенную роль — так как пространство Интернета несказанно огромное. 

"BABYLON'13" — это веб-документальный сериал, существующий более двух месяцев. Собрал 1,5 млн общих просмотров. И распространяется не только на территории Украины. Весьма неплохо нас просматривают за рубежом: в Норвегии, Польше, Канаде, США, Франции. Следовательно, проект состоялся, даже несмотря на то, выйдут полнометражные фильмы или нет. 

— Если все же полнометражный проект состоится, то кто его возглавит? И какие приблизительные сроки реализации? 

— Думаю, это не будет просто хроника. Но и не игровое кино. Кто возглавит? Это командная работа. У каждого проекта будет свой режиссер или два режиссера. Сейчас есть определенная группа людей, постоянно работающих над "BABYLON'13", и мы увидим их фамилии в титрах. Разумеется, коллектив уплотнился. Кого-то обстоятельства заставили пойти на запланированные полнометражные проекты. А кто-то снова находится в творческом поиске. В сущности, сейчас осталось 15 человек. И они продолжают упрямо делать свое дело. 

— Кто еще из известных кинематографистов приобщился к вашему проекту? 

— Например, для "BABYLON'13" сейчас снимает Слава Пилунский: он был оператором-постановщиком российского "Вия". 

— Кажется, в этих сюжетах даже нет подписей, наподобие — режиссер, оператор… 

— Нет. Мы — общественное объединение. Это наша сознательная позиция. Установка титров влияет на скорость процесса. У нас так: один снял материал, другой — монтирует. Если надо, то быстро подключается второй режиссер. Все делаем на своей собственной базе. Прокатные структуры предоставили технику, фотоаппараты, оптику. Кто-то принес мощный компьютер, на котором монтируем. Еще кто-то помог с транспортом. Таким вот образом. Воспользовались минимальными пожертвованиями, которые собирали через "Спільнокошт", именно на оборудование. В последнее время много потратили на бронежилеты, на ремонт разбитой техники. 

Пытаемся получить гранты на проект. Да, понимаем, что государственные кинематографические структуры на самом деле далеки от социальных запросов общества. Как известно, и украинские кинокомпании работают на российские телеканалы. Эдакий придаток постсоветских медиа. 

— Сегодня мы видим на Майдане различные периоды — то буря, то штиль. Отслеживаете ли ситуацию именно сейчас, когда относительное затишье? 

— Пики, яркое общественное сопротивление дают энергию для творческого толчка. Мы и сейчас отслеживаем события, готовим несколько небольших новелл, связанных, например, с библиотекой в Украинском доме, с будничной жизнью Евромайдана. 

Да ради будничной жизни и начали проект. Ведь новости не передают эмоционального опыта от непосредственного контакта с таким явлением, как Майдан или Автомайдан. В новостях просто демонстрируют актуальные вещи, связанные с политиками, медийными персонажами. Они максимально сужены в своей художественной окраске, однозначны и, как правило, не несут с собой рефлексионного багажа, который крайне важен. Ибо сейчас происходит не просто изменение политических лиц, а социально-культурная революция, когда меняются сознание людей, мировоззренческие ценности. Ради этого мы и собрались для работы над "BABYLON'13". То есть показывать не репортажи из горячих точек, но находящихся рядом людей. А они не являются героями новостей. И это замечательно. Потому что когда в стране стоял штиль, люди пребывали в слегка депрессивном состоянии, не думали, как развивать страну. 

— Какие микросюжеты этих роликов вас поразили больше всего? 

— Что поразило? Фактически меня поражают все события в Украине, а "BABYLON'13" — наш эмоциональный отзыв на них. Я отношусь к сюжетам с некоторой степенью заангажированности. Не могу сказать, что над одним сюжетом мы старались, и он вышел хорошо, а другой — не удался. Так получилось, что к нам обратились с общественной инициативой — "расширить" кругозор наших военных, милиционеров, стоящих на Грушевского. То есть показать им на экране новости, видеоматериалы, которые должны были бы прорвать существующую там информационную блокаду. В сущности, это одно кино. Некоторые пасторальные вещи куда действеннее, чем оружие. Как, например, та же инициатива девушек. Когда они запускали в небо сине-желтые шарики с пожеланиями. 

— А над каким из этих мини-фильмов работали лично вы? 

— Монтировал, например, сюжет "После боя". Затем — первую новеллу "Бой на Грушевского". Недавно работал над роликом "Ой ви, хлопці, швидше, швидше!": невероятный рок-н-ролл на цимбалах от Петра с Майдана. Название — эдакая постмодерная версия известной песни о Довбуше. 

— Есть прогнозы, что обострение нынешней ситуации будет продолжаться еще долго. Может ли и этот проект так же долго длиться? 

— Все зависит от событий, которые можем наблюдать в исторических фильмах, например о Латинской Америке, когда страна надолго погружается в противостояние. Но режиссеры продолжают снимать. У нас есть много уникальных кадров, как в игровом кино, когда звучат взрывы, рвутся под ногами у операторов гранаты, рядом падают люди. 

— Сегодня существуют различные технологии съемок. Много ли сюжетов было зафиксировано на телефон, айфон, профессиональную камеру? 

— У нас демократический уровень качества. Но снимаем все профессионально, стараемся писать максимально качественный звук (режиссеры пишут на автономные записывающие устройства). У нас до сих пор нет ни одного видео, снятого на айфон. Да, это неплохой способ съемки, однако он проигрывает по качеству. 

— Ваше личное ощущение Евромайдана — как режиссера и как гражданина? 

— Несмотря на досадные обстоятельства, скажу: классно, что он состоялся. Потому что страна прекратила депрессивное сползание в черную дыру. Люди проснулись, созрели к такому противостоянию. И это здорово. 

А вот люди, находящиеся при власти, ответственны за все: за "коктейли Молотова", которые студенты бросали на Банковой, за насилие, за "Беркут" — как карательный отряд для того, чтобы держать население Украины в покорности. 

Мы живем в Украине и должны менять эту реальность. 

Фильмы проекта "BABYLON'13"
по ссылке: http://www.youtube.com/channel/UCrJIIeADD45RsffK2yYgmSw

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно