«В деле возрождения национальной киноиндустрии Украине важно учесть опыт Польши»

13 февраля, 2012, 13:24 Распечатать Выпуск №5, 10 февраля-17 февраля

Питчинги, кадры, Муратова, «Оскар» и новый Закон о кино — глазами продюсера Олега Кохана

Многие заметили, как в последнее время подозрительно активизировалось броуновское кинодвижение в Украине. Щедрый бюджет 2012-го на киноотрасль (о котором раньше даже не мечтали). Создание новой киноассоциации. Недавний, очередной, «блокбастер» о чудо-летчике в перьях, распиаренный самим Минкультом. Скандальные «питчинги», благодаря которым уже запущена кавалькада кинопроектов...

И, наконец, недавно анонсированный министром культуры новый Закон о кино... По «правилам» которого, судя по всему, нашим творцам (а также бизнесменам) вскоре и предстоит жить-творить.

Этой животрепещущей теме на станицах ZN.UA и хотелось бы посвятить мини-цикл публикаций — с вовлечением в разговор людей разных, но одинаково заинтересованных в совершенстве правил и сводов нового Закона о кино (т. е. режиссеров, продюсеров, чиновников, критиков).

Сегодняшний, стартовый, разговор — с известным украинским кинопрактиком, продюсером Олегом КОХАНОМ (в его послужном списке работа над картинами Киры Муратовой, Романа Балаяна, Отара Иоселиани, а также исторический для Украины прорыв в основной конкурс Канн с фильмом «Счастье мое»).

— Тема возрождения укранскиого кино, вновь актуализировавшаяся в последнее время, это что — очередные «наполеоновские» планы, способ увести людей социальных проблем, легкая форма наживы?

Или искреннее убеждение, мол, «догоним и перегони». Только — кого и зачем? И кто окажется бегуном на этой длинной дистанции?

— Догонять и перегонять нам никого не надо. Мы же не в квача играем! Да и кого догонять? Голливуд с его вековой историей и миллиардной англоязычной аудиторией и бюджетами или российский кинематограф с более ста миллионов русскоязычных зрителей и огромными бюджетами в индустрии?

Нам нужно найти свое место в мировом кинопроцессе. И примеры таких успешных моделей кинематографий уже существуют — Польша, Венгрия, Румыния.

Например поляки, задавшись целью реформирования киноотрасли, взяли за основу французскую модель. Учли все недоработки и адаптировали под себя. Нам ничто не мешает провести реформы, учтя опыт европейских стран. Объективно и прагматично проанализировать состояние отрасли в целом. И учитывая не только отраслевые особенности, а экономический и политический контекст, разработать свою стратегию развития с четкими результатами, которых должны достичь.

И довести это все до этапа бесперебойной работы, а не разовых прорывов в мировой кинопроцесс.

— Как вам кажется, зачем в очередной раз создана очередная ассоциация деятелей кино. Какая от нее может быть польза? Была ведь (или есть?) ассоциация кинопродюсеров (во главе с Серковым). Но что практического она сделала? Это очередной мыльный пузырь или?..

На мой взгляд, польза может быть от любой организации, если она четко понимает свою миссию, цели и задачи; если в ее состав входят профессиональные менеджеры и эксперты рынка, которые качественно выполняют свою работу.

И чем больше будет ассоциаций, фундаций, гильдий и союзов, защищающих и отстаивающих не голословно, а на деле интересы каждого сегмента отрасли, тем больше шансов сдвинуть нашу киноиндустрию с мертвой точки.

А в случае с новой киноассоциацией, в которую вошли ключевые менеджеры кино, т.е не теоретики, а практики, эти шансы только увеличиваются.

— Министр культуры в недавнем интервью ZN.UA говорил о возможности принятия нового закона о кино... И какие новые направления должен предусмотреть? Какие первоочередные позиции он должен зафиксировать (по отношению к уже существующему закону)?

Первоочередной целью и задачей этого закона должна быть четкая и конструктивная регламентация взаимоотношений государства со всеми составляющими киноиндустрии: образование, производство, прокат и т.д. Круг вопросов, требующих внимания, настолько велик, что в одном интервью их даже не перечислить. Стратегия развития польского кино, например, — это 500-страничный документ. Более того, от государственных структур кинематографистам нужны не только деньги. Диалог с властью — неизбежная форма существования индустриального искусства.

— Как вы относитесь к уже анонсированной министром ключевой роли Виктора Януковича-младшего в деле будущего развития киноиндустрии?

Виктор Янукович не только анонсировал готовность участвовать в процессах реформирования киноотрасли, а уже совершил ряд предметных шагов навстречу индустрии. При его содействии (как народного депутата) был увеличен бюджет на кинематографию. Состоялись ретроспектива и юбилейный вечер Богдана Ступки, издание книги «Магія любові», творческий вечер памяти Ивана Мыколайчука.

Качественное взаимодействие киноиндустрии с бизнес-структурами и государственной властью — приоритетная задача отечественного киносообщества. Необходимо помочь потенциальным инвесторам разобраться в специфике киноотрасли, понять ключевые тенденции и векторы развития.

А приток инвестиций, в свою очередь, поможет стать этому рынку более прозрачным и цивилизованным. Поэтому участие в форматировании киноиндустрии такого парламентария, как Виктор Янукович, поможет посмотреть на отечественный кинематограф как на бизнес, культуру и политику — комплексно.

— Почему т.н. питчинги проигнорировали новый проект К. Муратовой, который вы профинансируете? У нас что, гении кино на дороге валяются? Это корпоративные интриги или?..

— Во-первых, работа над фильмом идет по графику. Съемки завершены, идет монтаж. В объявленном конкурсе проектов на государственную поддержку новый фильм Киры Муратовой участвовал и отбор прошел.

Однако, в силу определенных разночтений, договор не был подписан в 2011 году.

Мы надеемся, что после урегулирования всех пунктов договора сотрудничество с Государственным агентством по вопросам кинематографии продолжится. Потому что, как вы верно заметили, гении кино на дороге не валяются.

— На кино сегодня бюджетом предполагаются миллионы. Но проблема, как оказалось, не в деньгах, а в кадрах. За 20 лет «кульки» и «карпенки» наштамповали за госсредства только подсобных рабочих для российской сериальной индустрии... И, судя по недавним «питчингам», сегодня нет ярких 30—40 летних, которым со спокойной душой можно бы дать бюджет под проект? Я прав?

Убежден, что сейчас есть достаточное количество молодых талантов, которые могут и, самое главное, хотят снимать кино.

Но для того, чтобы понять уровень их дарования, нужно дать им возможность снять первые две-три работы. И не только профинансировать, но и помочь в продвижении на отечественные теле- и киноэкраны, а также на мировой рынок, чем в принципе и должны заниматься фонды, фундации и ассоциации.

— Три главных и пока не решенных проблемы украинского кино? На ваш взгляд.

— Ключевая проблема — отсутствие конкурентоспособной отрасли, где основным и самым важным вопросом я бы назвал кризис кадров, которые нужны как государству, так и рынку. Потому что деньги, как и идеи нужно качественно и профессионально администрировать, а также уметь нести ответственность за конечный результат.

— Режиссеры-довженковцы старшего поколения, как я узнал недавно, на вас регулярно строчат эдакие «доносы» (в СМИ и не только). Это уже такая «кинотрадиция»? Или есть ноу-хау в этих текстах?

Старшее поколение таких российских и польских режиссеров, как Алексей Герман, Анджей Вайда, Никита Михалков, Ежи Гофман, Кшиштоф Занусси, передают в наследство молодым работающую индустрию, свои фильмы, действующие киношколы, где делятся своим опытом и знаниями. И самое главное — они передают дух и атмосферу кино.

Если наши мастера-довженковцы считают, что лучший способ оставить след в истории — стать автором пасквилей, то это их выбор.

— Когда официальный старт релиза Муратовой («Однокурсники»)? И каков бюджет проекта?

Завершить производственный период картины по графику запланировали летом, а мировая премьера состоится во второй половине 2012-го. Производственный бюджет — 16 500 млн. грн.

— Недавно в «Закрытом показе» на Первом показали «Мелодию для шарманки». Кто заинтересовался фильмом — лично Константин Эрнст или Александр Гордон?

Заинтересовалась дирекция Первого канала, где и принимают решение о приглашении фильмов на программу. Была интересная дискуссия, которую можно посмотреть в интернет-версии. Таких открытых дискуссий, а не анонимных кляуз, не хватает украинскому киносообществу, где взаимоуважительно относятся друг к другу как сторонники, так и противники фильма.

— Роднянский продюсирует уже и в Америке. У вас нет таких планов?

Я рад такому успеху в блистательному витку Александра Ефимовича, который не раз говорил о своей мечте делать американское кино.

…В моих же планах на первом этапе — выход на американский рынок с украинским фильмом пока через скромную номинацию в категории «Лучший иностранный фильм» кинопремии «Оскар».

— Назовите топ-десятку десятку отечественных актеров, о которых просто обязан узнать большой мир, благодаря украинскому кино, которое якобы «возродится»? Кто эти люди? Помимо Ступки, разумеется.

Я бы себя не ограничивал десяткой и объясню почему. Во-первых, есть старшее поколение блестящих актеров, которые, я верю, еще успеют через украинские фильмы поделиться своим талантом. Во-вторых, молодое поколение, работу которого я вижу в театрах и дебютных короткометражках, никак не помещается в десять примеров. И я надеюсь, что в скором времени, появятся новые имена режиссеров, операторов а также и представителей моей профессии — продюсеров, которые будет знать весь мир.

P.S. В ближайших номерах ZN.UA — о новом Законе о кино (а также о других проблемах украинской киноиндустрии) расскажут президент Украинской Кино-Ассоциации Денис Ржавский, директор киностудии им.Довженко Игорь Ставчанский, продюсер Владимир Хорунжий, режиссер Олесь Санин.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно